Толкования на Плач Иер. 4:12

Прп. Нил Синайский

Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима

Многие, полагаясь на себя по причине некоторых добродетелей и не ожидая, что войдут к ним осаждающие и расхищающие душу демоны, думали о себе высоко. Однако же, сверх чаяния, изменившись к худшему, на опыте узнали врагов, вторгшихся чрез телесные чувства и приведших в запустение душу. Потому и написано: «не вероваша царие земстии, яко внидет враг стужаяй, сквозе врата Иерусалимския» (Плач. 4:12). А что после целомудренной жизни изнемогшим в добродетели и усилившимся в пороке посредством нечистых помыслов возможно впасть в телесную нечистоту, вот тебе о семе свидетельство. Пророк говорит: «поколебашася бодрии на стогнах, осквернишися в крови, внегда немощи им, прикоснушася одежд своих» (Плач. 4:14).

Письма на разные темы. Монаху Вириму.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима

Так был крепок и славен город – и так всемогущ и праведен Господь, не пощадивший и места святыни Своей.

Дневник. Том I. 1856.

Лопухин А.П.

Ст. 12-20 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. Все это - за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников; бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их. «Сторонитесь! нечистый!» кричали им; «сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь»; и они уходили в смущении; а между народом говорили: «их более не будет! лице Господне рассеет их; Он уже не призрит на них», потому что они лица священников не уважают, старцев не милуют. Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас. А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш. Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне. Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов»

Причины гибели Сиона

Говоря о причинах страшного гнева Божия, обрушившегося на головы иудеев, пророк указывает, прежде всего, на грехи пророков и священников иудейских, особенно омрачивших себя и навлекших на себя всеобщее презрение своими злодеяниями. Затем пророк говорит о другой причине падения иудейского государства — о неосновательном доверии народа к разным чужим народам, которые будто бы могли оказать иудеям помощь. Тут пророк останавливается на печальной судьбе последнего иудейского царя, захваченного халдеями.