Толкования на Песн. 1:3

Свт. Григорий Нисский

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

См. Толкование на Песн. 1:1

Свт. Григорий Двоеслов

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Но тот, кто сказал: Влеки меня (Песн. 1:3), имеет нечто, чего желает, и нечто, чего не может достичь. Человеческая природа желает следовать Богу; но так как одолевает ее обыкновение непостоянства, то, насколько должно, следовать не в силах. Стало быть, она видит, что есть в ней одно, к чему она стремится, и другое, чего она не может достичь; и говорит честно: влеки меня. И Павел наблюдал в себе подобное желание и невозможность достичь [желаемого], когда говорил: Умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим. 7:25), а также: Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7:23). И поскольку, следовательно, и в нас есть одно, что нас побуждает, и другое, что нас отягощает, то и скажем: влеки меня.

На Песнь Песней.

Свт. Амвросий Медиоланский

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

См. Толкование на Песн. 1:1

Свт. Григорий Эльвирский

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Царь ввел меня в чертоги свои (Песн. 1:3). Здесь говорит Церковь, исповедующая царём Христа Сына Божия. Но что же такое чертог, куда Царь-Христос ввёл Церковь царицею, если не тайна Царствия Небесного? Кто не знает, что ввёл Христос Церковь Свою, то есть плоть Свою, туда, откуда Сам сошёл бесплотно - ко вратам небесным? О Церкви же, что она плоть Христа, знаем по слову апостола, сказавшего: «Плоть Христа, которая есть Церковь» (Кол. 1:24).

На Песнь Песней.

Сщмч. Ипполит Римский

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Царь ввел меня в чертоги свои. И кто этот царь, если не Сам Христос? Или что это за сокровищницы, если не царские чертоги? Народ говорил следующее: Возрадуемся и возвеселимся о тебе, ибо всех зовет Он. Сначала говорит нам о прошедшем, затем открывает о будущем в час покаяния. Возрадуемся и возвеселимся о тебе. Я возлюбил груди твои более, нежели вино (Песн. 1:3; LXX), - не то, которое растворяется Христом, а то, от которого ранее ослаб Ной, опьянев, и которое совратило Лота. Более этого вина возлюбил я Твои источники молока, ибо груди Христа - это два завета: они веселят, но не опьяняют. Поэтому-то говорит апостол: Не упивайтесь вином (Еф. 5:18). Итак, от этого говорит, о возлюбленные: Я возлюбил груди твои более, нежели вино.

На Песнь Песней.

Сщмч. Александр Глаголев

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

См. Толкование на Песн. 1:1

Прп. Иоанн Лествичник

Бог называется как любовию, так и правотою. Посему Премудрый в Песни Песней говорит к чистому сердцу: «правость возлюби тя». А отец его сказал: «благ и прав Господь» (Пс.24:8); и о тех, кои Ему соименны, говорит, что они спасаются: «спасающаго правыя сердцем» (Пс.7:11); и еще в ином псалме: «правоты душ виде и посетило лице Его» (Пс.10:7).

Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.

Блж. Августин

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Вслед за этим и Песнь Песней представляет некоторое духовное наслаждение святых умов в союзе этого Царя и царицы града, то есть Христа и Церкви. Но наслаждение это представлено под аллегорическими покровами, чтобы пламеннее желалось и приятнее обнаруживалось, и стал бы видимым и жених, которому в этой Песне говорится: Достойно любят тебя! (Песн. 1:3), и невеста, которой там же говорят: Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная (Песн. 7:7).

О граде Божьем.

Блж. Феодорит Кирский

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Удостоена она и покоев, и опочивален, и кладовых жениха, и, возвеличившись, заявляет хороводу своему: Царь ввел меня в чертоги свои (Песн. 1:3). Иными словами: сокровенные свои замыслы Он мне открыл; известил меня о тайне, скрытой от веков и родов; сокровища, хранимые во тьме и невидимые, открыл мне по пророчеству Исаии.

На Песнь Песней.

Ориген

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Итак, за тобою, на благовоние мира твоего потечем (Песн. 1:4; LXX). Ходящим со всякою чистотою сказано: За тобою на благовоние мира твоего потечем, согласно одному слову апостола: течение совершил (2 Тим. 4:7), и другому: Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду (1 Кор. 9:24). Награда есть Христос, и эти отроковицы, о которых мы узнаем, что они, как еще начинающие любить жениха, стоят вне брачного чертога, по оному примеру: Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Ин. 3:29), чувствуют нечто подобное.

Когда жених входит в брачный чертог, они остаются вне оного; невеста же прекрасная, совершенная, без пятна и порока, вступив в ложницу жениха, в царскую опочивальню, возвращается потом к отроковицам и рассказывает им о том, что она одна видела, и говорит: Ввел меня царь в опочивальню свою (Песн. 1:3). Не говорит: ввел многих в опочивальню свою. Многие остаются вне; в опочивальню входит одна только невеста, чтобы видеть скрытые и потаенные сокровища и возвестить отроковицам: Ввел меня царь в опочивальню свою. Между тем отроковицы, то есть весьма многочисленная толпа подрастающих невест, по вступлении невесты в опочивальню жениха и во время рассматривания ею там богатств своего мужа, пока ожидают пришествия жениха, радостно поют: Возрадуемся и возвеселимся о тебе (Песн. 1:4; LXX). Они радуются о совершенстве невесты. В добродетелях нет зависти. Любовь эта чиста, любовь эта без порока. Возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим груди твои (Песн. 1:4; LXX). Та, которая больше, уже наслаждается млеком грудей твоих и говорит в восторге: Добрые груди твои лучше вина. Эти же, которые еще ожидают радости и веселия, потому что еще молоды, отлагают на время выражение чувств и говорят: Возрадуемся и возвеселимся о тебе. Возлюбим, - не любим, а возлюбим - груди твои лучше вина. Потом, указывая на невесту, говорят жениху: Правота возлюбила тебя (Песн. 1:4; LXX). Они хвалят невесту, давая ей от собственных ее добродетелей имя правоты: Правота возлюбила тебя.

Но, так как та, о которой идет речь, есть Церковь, ко Христу приходящая, или душа, к Слову Божию прилепившаяся, что иное может пониматься под «ложем» Христа и чертогами Его, куда Он вводит или Церковь Свою, или душу, к Нему прилепившуюся, как не само тайное и сокрытое постижение Христа?

На Песнь Песней.

Беда Достопочтенный

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

Чертоги вечного Царя - это внутренние услады небесного отечества, в которые теперь вводится святая Церковь по вере, чтобы в будущем войти туда более полно - по бытию. Невеста обращается к девицам: это значит, что Церковь Христа говорит к верным своим - недавно возродившимся членам Христовым.

На Песнь Песней.

Лопухин А.П.

Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя

См. Толкование на Песн. 1:1