Толкования на Песн. 1:9

Свт. Григорий Нисский

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях

См. Толкование на Песн. 1:8

Сщмч. Александр Глаголев

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях

См. Толкование на Песн. 1:8

Прп. Нил Синайский

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях

Как огонь закваску, если не смешана она с опресноком, поднимает вверх и делает, что, раздуваясь, принимает она всякий, какой угодно, вид, так добродетель вызывает душу на высокоумие, если твердое суждение не приуготовит ее к тому, чтобы данное ей соблюсти незыблемым.

Такова та, которой говорит Божие слово: «Выя твоя яко монисты», свидетельствуя и о самом множестве добродетелей, и о смирении при всех сих добродетелях, означая же «выею» правоту и высоту жития, а «монистами» образ мыслей. Ибо как выю горделивого называет «жилою железною» (ср. Ис. 48, 4) за непреклонность и за то, что по самомнению подъемлется в высоту и ожесточается от высокомерия, так выю добродетельного и смиренномудрого именует золотым монистом, давая судить по виду сего украшения о состоянии души, а по веществу оного об ее достоинстве, потому что монисто из прямой нити сгибается в круг и правый по жизни преклоняется к смирению.

Ибо Изрекший теперь невесте: «Выя твоя яко монисты» вскоре за сим говорит: «Яко столп Давидов выя твоя» (Песн. 4, 4); и еще: «Выя твоя яко столп слоновый» (Песн. 7, 5), означая сим то восхождение добродетели в высоту и возбужденную деятельность в жизни, то смиренный образ мыслей, то недоступность к помыслам самомнения. Ибо по слоновому столпу ничто не может идти или ползти вверх, не имея за что ухватиться и при самом прикосновении скользя по причине гладкости, – так и горделивый помысел не может прикасаться к скромному образу мыслей, в котором всюду сглажены все неровности тщеславия, потому что тщеславие, по привычке к человекоугодию насекая в душе возвышенности и ступеньки, доставляет удобное восхождение высокоумию, внушая самомнение и кичливость мнимыми преуспеяниями человека. Посему-то Господь говорит иногда: «Блаженны смиренные сердцем» (ср. Мф. 5, 8), а иногда: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10). А сим побуждает при светильнике блаженства посредством таковой добродетели приобретать полезное и приобучает размышлением об употребленных Им смиренных речениях умерять мысль о себе.

К монаху Агафию.

Ориген

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях

См. Толкование на Песн. 1:8

Лопухин А.П.

Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях

См. Толкование на Песн. 1:8