Толкования на Песн. 4:4

Свт. Григорий Нисский

шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных

См. Толкование на Песн. 3:9

Свт. Димитрий Ростовский

шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных

Брань – жизнь наша, и эта брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Победа же над ними есть вещь весьма добрая, но нелегкая. Добрая – потому что приносит венец, а нелегкая – потому что злоба супостата нашего велика, сила его крепка, а естество наше страстно и сила наша немощна.

Но не бойся, человек, не отчаивайся, ибо имеешь помощницей Пресвятую Деву, Воеводу Возбранную, Ей же мы и «благодарственная восписуем». Ее в помощь призови, ибо говорит: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15). С Нею помогающей увидишь ты врага побежденным. В утверждение этой истины скажу нечто из Писания: «Шея твоя – как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» (Песн. 4:4).

Что означает тот столп, как не крепость Девы во спасение наше, столп крепости от врага? Что те щиты, как не защита? Что те стрелы, как не победа над врагами? Когда враг на нас нападает, Она щитами нас заслоняет. Когда мы против врага воюем, Она нам стрел крепких добавляет. Когда ослабеваем, Она, как столп, нас подпирает, чтобы не упали. Таковую Воеводу имея в брани, кто врагов убоится? Горе тем, кто без Нее хочет сойтись с супостатом. Но Ты, Владычица, воинам Своим, верно Тебе служащим, не попускаешь одним остаться в брани, всегда Ты с ними, подвиг их блюдешь и им помогаешь.

Уверяюсь в этом, взирая на Твое знамение, на небесах явленное, солнцем облеченное, которое тогда явилось, когда всей твари разорение было показано, как пишется: «Произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11:19), и вот, «явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр. 12:1).

Кто не знает, что та явленная Жена предзнаменовала Пресвятую Деву, в чем есть многое согласие церковных учителей. И смотри: почему та Жена не явилась прежде блистаний, громов, гласов, землетрясений и града, когда еще все стихии были в покое, но в само то страшное смятение небес и земли? Потому, чтобы показать, что Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани, в самый злой час, когда с супостатом нашим боремся, когда на нас нападает враг – то блистанием «похоти очей», то гласом «гордости житейской» (1 Ин. 2:16), то градом внезапных страстей и бесчисленных наветов, то громом страхов, то потрясением отчаяния.

Тогда Она, словно солнце, восходит в помощь, чтобы, если кто побеждается, того утвердить; если кто уязвляется, того исцелить. Если кто упадет, того воздвигнет. Если кто уже и умер душой, в брани люто побежденный, но в помощи Ее не отчаялся, – того воскресит и снова к подвигу вооружит. Если же кто крепко подвизается, тому будет помогать в брани и за подвиг награду уготовит.

Во все же то бранное время, – чтобы ночь темной области не покрыла борющихся, – является «облеченною в солнце», просвещая тьму нашу. Так Возбранная Победительница всегда со Своими на брани. И кто не встанет против греха, имея готовую помощь – Пресвятую Деву?

О, Всесильная! «Обитель Твою сохраняй, в Тебе бо сия верно и́иночествует, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждающи, вышша есть всякаго искушения: и пленяет враги, и проходит послушание» (Андрей Критский, Великий канон, песнь 9).

Руно орошенное.

Сщмч. Александр Глаголев

шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных

Под башней или столпом Давида, с которым сравнивается, вероятно, относительно стройности и гладкости, шея невесты, разумеется башня, назначенная быть своего рода арсеналом и построенная Давидом где-либо на Сионском холме. Назначение башни обозначено евр. словом «леталпийот». LXX не поняли значения этого слова и оставили его без перевода: είς θαλπιώθ; Vulg.: cum propugnaculis. Ho еще p. Кимхи указал на родство второй части этого евр. слова с «пэ уста», plur. «пийот», острие меча (ср. Притч. V, 4; Суд. III, 16); если же первую часть слова сблизить с глаголом «тала» вешать, то вполне можно будет принять перевод архим. Макария: столб Давидов, сооруженный для вешания оружий.

Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.

Прп. Нил Синайский

шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных

См. Толкование на Песн. 1:9

Лопухин А.П.

шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных

См. Толкование на Песн. 4:1