Толкования на Притч. 3:12

Свт. Иоанн Златоуст

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Так, и сами наказания Божии суть благодеяния, служат к исправлению, назиданию, наставлению, пресечению зла. Люди одно делают, как благодеяние, другое по ненависти и отвращению; а Бог все делает по любви. Например, как благодетель, Он поселил человека в раю; как благодетель, Он и изгнал его из рая; как благодетель, Он произвел потоп; как благодетель, Он ниспослал огонь на Содом; вообще, на что ни укажешь, все делает Он для добра. Как благодетель, Он угрожает и геенною. Как отцы бывают отцами не тогда только, когда ласкают детей своих, но и когда наказывают их, и наказывая бывают отцами не меньше, как и лаская, так точно и Бог. Вот почему Павел и сказал: «есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:7). И Соломон: «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3:12). «И правда Его пребывает в век века» (Пс. 110:3).

Беседы на Псалмы.

Свт. Василий Великий

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Сщмч. Киприан Карфагенский

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Сщмч. Климент Римский

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Прп. Аммон

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Бог содействует вам вследствие правдивости сердца вашего, ибо если бы Он не любил вас, то не возложил бы на вас искушения. Ведь написано: егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет. Поэтому только на верных возлагается [какой‑либо] вид искушений, а те, которые являются неиспытанными, суть незаконнорожденные [сыны Божии]; они носят [иноческое] одеяние, но от смысла его отказываются. Ибо Антоний говорил нам: «Ни один неиспытанный не сможет войти в Царство Божие». И апостол Петр говорит: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1 Пет. 1, 6–7). О деревьях также рассказывают, что те из них, которых [постоянно] осаждают ветры, уходят глубже корнями в землю, [но продолжают] расти — так же стойко выдерживают напор [искушений] и праведники. В этом и в других подобных [вещах] внимайте учителям нашим, дабы добиться преуспеяния.

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: «Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаем: егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет». Кто заключен в темницу и думает воспротивиться царю, тот сделает ли себе какую пользу? А кто припадает к ногам и умоляет, тот скорее возбудит к себе сострадание. Брат однажды занемог и сказал себе: «Увы мне, грешнику! Состареюсь я в этой немощи». Он выздоровел, и снова постигла его другая немощь, которая была тяжелее прежней; и он опять сказал то же слово; между тем, не рассказывал о своих страданиях человеку, но стал просить милости у Господа, Который подает здравие в болезни и крепость в немощи.

В подражание Притчам.

Блж. Августин

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Блж. Иероним Стридонский

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Тертуллиан

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Магн Аврелий Кассиодор

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11

Еп. Виссарион (Нечаев)

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

Наказуемый Господом должен взирать на Него, как на отца. Отец наказывает сына за проступки не по злобе, а по любви к нему, по желанию ему добра. Так и Господь поступает в отношении к нам: напасти, которыми Он испытует нас, суть знаки Его отеческой любви, желающей отвести нас от пути неправды и наставить на путь правды. Тяжелы удары, которые наносит провинившемуся сыну бич отца, но сын не сетовать, а благодарить за них должен отца: отец не исполнил бы своего долга в отношении к сыну, если бы равнодушно, сквозь пальцы смотрел на его проступки, если бы не взыскивал с него за них, а потворствовал ему. Подобно сему и каждый из нас, наказуемый Богом, должен не сетовать, не роптать на Бога, а благодарить Его, с уверенностью, что наказания от Бога свидетельствуют о том, что Он приемлет его в Свое благоволение, печется о его благе. Слова рассматриваемого стиха Апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 12:5-6), приводит для утешения гонимых христиан и присовокупляет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами, ибо есть ли какой сын, котораго бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы незаконныя дети, а не сыны».

Паримия в четверг первой седмицы Великого поста.

Лопухин А.П.

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему

См. Толкование на Притч. 3:11