Толкования на Притч. 4:6

Свт. Григорий Нисский

Ст. 6-8 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней

Если кто хочет последовать Соломону и принять к себе в сожительницы и сообщницы жизни истинную мудрость, о которой он говорит: люби ее, и она будет оберегать тебя, и высоко цени ее, и она возвысит тебя (Притч 4:6, 8), тот, сообразно с достоинством этого желания, пусть приготовит себе чистую одежду для участия в этом брачном торжестве вместе с веселящимися - дабы не быть ему отверженным, как призванному к участию в этом празднестве, но не облеченному в брачное одеяние. Очевидно, что такой способ приготовления к подобного рода браку есть общий как для мужей, так и для жен, поскольку, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал 3:28), но все и во всем Христос (Кол 3:11). По справедливости, любитель мудрости имеет божественную цель желания, которая есть истинная мудрость; и душа, прилепившаяся к нетленному Жениху, пылает любовью к истинной мудрости, которая есть Бог. Но что такое духовный брак, и к какой цели ведет чистая и небесная любовь, довольно раскрыто нами в сказанном.

О девстве.

Сщмч. Ипполит Римский

Ст. 6-8 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней

И что значит: высоко цени ее? (Притч 4:8). Окружи ее благоговейными помыслами. Ибо нужна тебе большая защита, поскольку многое таит в себе угрозу для этого. Если же в нашей силе ценить ее, а приданы нам добродетели, то, следовательно, добродетели, выше всего ставящие познание Бога, могут служить оградой. Таковы делание, упражнения и иной ряд добродетелей, которые соблюдает хранитель мудрости. Награда же - вознесение к ней и попадание в ее объятия в чертоге надмирном.

На Притчи.

Ориген

Ст. 6-8 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней

И в этом, и во многих других местах ты обнаружишь, что божественное Писание избегает слова «amor», а использует вместо него слова «caritatatis dilectionis». Однако иной раз, довольно редко, собственным именем называет любовь [amor] и призывает, и побуждает к ней души, как сказано в Книге Притчей о мудрости: …люби ее, и она будет оберегать тебя, высоко цени ее, и она возвысит тебя (Притч 4:6, 8), почти ее, чтобы она тобой овладела.

Но и в той книге, которая называется Книгой Премудрости Соломона, так написано о самой мудрости: я стал любителем красоты ее (Прем 8:2). Я же полагаю, что только там, где не возникает никакого греха, всецело прививается имя любви [amoris]. Ибо на что преходящее или постыдное может кто-либо указать в любви к мудрости [amore sapientia], или в том, кто объявляет себя любителем мудрости [amatorem sapientiae]?

На Песнь Песней.


Подобно тому как в отношении тела разными чувствами являются вкус и зрение, так и согласно божественным способам восприятия, о которых говорил Соломон, одно - некая способность души к зрению непосредственному и умному, а другое - способность пробовать на вкус и воспринимать свойства пищи умной. Следовательно, и Господь - так как Он хлеб живый, сшедший с небес (Ин 6:51), - может восприниматься на вкус, будучи питанием души, и может быть зримым, поскольку Он - мудрость, любителем которой признает себя тот, кто говорит: …я стал любителем красоты ее (Прем 8:2), и предписывает нам: …люби ее, и она будет оберегать тебя (Притч 4:6), почему в Псалтири сказано: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33:9)

На Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя

См. Толкование на Притч. 4:4