Толкования на Притч. 5:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый

Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании - яд, в устах - губительная отрава. Если же это и не тотчас обнаруживается, должно тем более избегать ее, которая прикрыла гибель, носит смерть сокровенную и не дает усмотреть ее сначала. Итак, кто ищет удовольствия и жизни приятной, тот пусть бежит сообщества развратных женщин, потому что они вносят в душу своих поклонников тысячи войн и смятений, возбуждая их всем - и словами и делами - к браням и ссорам. И как самые жестокие враги, так и они все делают и ведут к тому, чтобы повергнуть их в бесславие, нищету и крайние бедствия. Как звероловы, раскинув сети, стараются заманить диких животных, чтобы заколоть их, так и эти женщины, раскинув всюду сети любострастия, и глазами, и телодвижениями, и словами завлекают и опутывают своих любовников.

К народу антиохийскому.

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый

Давайте подумаем о том, что написано относительно роскоши и удовольствия: до времени, - говорит, - уста источают сладость, но после станут горше желчи (Притч 5:3-4). И поскольку жизнь нашу в веке сем следует понимать как дорогу, то мы должны скорее от трудов к покою переходить, чем от покоя к деятельности. И лучше для нас в пути краткое время потрудиться, чтобы потом мы могли в отечестве к вечной славе благополучно перейти, предстательством Господа нашего Иисуса Христа, Который со Отцем и Святым Духом живет и правит во веки веков. Аминь.

Проповеди.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый

И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца, как опять говорит Премудрость Божия: Сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою (Притч 20:17); и мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый (Притч 5:3-4). А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают.

Письма.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый

Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво богохульствовать? Поэтому, познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены (Притч 5:3).

Огласительные поучения.

Ориген

Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый

[Обольщение в начале] мягче елея, говорит [Соломон], последствия же от него горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый (Притч 5:3-4). Но природа праведности противоположна: что в начале кажется горьким, потом, когда взойдут плоды добродетели, будет найдено слаще елея.

На Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее

См. Толкование на Притч. 5:1