Толкования на Притч. 6:25

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 25-28 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих

Заметьте, братья, сколь дурно это, когда ради времени одного часа, в который кто-либо соединяется с блудницей, он делает себя чужим для вечной жизни и подвергает себя вечному огню. Потому что, даже если бесплодное удовлетворение страсти растянется на сто лет, оно не будет праведным, потому что из-за ста лет наслаждения несчастная душа подвергнется вечным мукам.

Проповеди.

Свт. Леандр Севильский

Ст. 25-28 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих

Когда существа противоположного пола собраны в одном месте, они увлекаются тем желанием, благодаря которому были рождены. И естественное пламя разгорается, если соприкасается с помыслами. Может ли кто взять себе огонь за пазуху (Притч 6:26) и не сгореть? Искра и тряпье, противоположные друг другу, делаясь одним, питают пламя. Мужчина и женщина различаются по полу, но если соединяются, бывают движимы тем, что велит им закон природы.

О подготовке монахинь.

Прп. Исаак Сирин

Ст. 25-28 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих

Не решайся искушать ум свой непотребными помыслами или зрением вводящих тебя в искушение лиц, даже когда думаешь, что не будешь преодолен этим, потому что и мудрые таким образом омрачались и впадали в юродство. Не укроешь пламени в недре своем без сильных скорбей плоти своей. Юности трудно без обучения отдаться под иго святыни. Начало помрачения ума (когда признак его начинает открываться в душе) прежде всего усматривается в лености к Божьей службе и к молитве. Ибо если душа не отпадет сперва от этого, то и нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божьей помощи, удобно впадает в руки противников своих. А также, как скоро душа делается беспечной к делам добродетели, непременно увлекается в противное тому.

О духовном совершенстве.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 25-28 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих

Мы читаем в Книге Притчей: глаза блудницы - сеть для грешника. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Сколько грехов - столько ловушек, и сколько ловушек - столько охотников.

Трактат на Псалмы.


Достойна внимания и мудрость апостола. Он не сказал: хорошо не иметь жены, а сказал: …хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор 7:1), будто и в прикосновении есть опасность, будто прикоснувшийся к ней не уйдет от той, которая честные души мужей уловляет, которая прельщает сердца юношей: Может ли кто взять себе огонь за пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч 6:27-28). Итак, подобно тому, как прикоснувшийся к огню тотчас обжигается, так и мужчина и женщина при соприкосновении чувствуют природу свою и понимают соприкосновение пола.

Против Иовиниана.

Бабай

Ст. 25-28 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч 6:27-28). Не твори ничего вне устава и не принимай особого образа жизни, пока ты с братьями в монастыре. Иначе, полагая, что идешь вперед, ты будешь идти назад и будешь подобен человеку, который жнет, а затем разбрасывает урожай, или сеет, а затем выкапывает семя. Убедись, насколько возможно, что не люди, а Бог видит труды и деяния твои. Если увидены они людьми, такими же, как ты, то, как только их увидели, они погибли. Ибо есть путь, что кажется людям благим, но ведет в смерть. Вера твоя не будет принята, если явишь ты людям дела веры. Ибо легко спрятать хлеб в траве и есть его; но спрятать траву в хлебе и жить ею - деяние мудрого. Благо - скрывать благие дела свои: чьи дела видит только Бог, тот достиг величия истинного.

Письмо к Кириаку.

Лопухин А.П.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими

См. Толкование на Притч. 6:20