Толкования на Притч. 6:30

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 30-32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

Не всякий грех несет одинаковое наказание, но от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше. На это указывает и Соломон, когда говорит: Не удивительно, если пойман будет какой-либо вор: он ворует, чтобы насытить алчущую душу. Прелюбодей же, по скудости ума, готовит погибель душе своей (Притч 6:30-32). То есть тяжко грешит вор, но не так тяжко, как прелюбодей. Тот в защиту свою может привести хоть и неосновательную причину - нужду от бедности, а этот, не влекомый никакой нуждой, от одного безумия, впадает в бездну греха.

К народу антиохийскому.


Подлинно, «кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это». Конечно, и вор не освобождается от наказания и получает воздаяние, но меньшее. Сравнения показывают не противоположность сравниваемых предметов, но, оставляя каждый из них на своем месте, представляют, который из них меньше и который больше. Может быть, вы не поняли сказанного; потому необходимо сказать яснее. Хорошее дело – брак, но лучше его – девство; однако потому, что девство лучше, брак не есть худое дело; он ниже девства, но сам по себе – хорошее дело. Так и здесь: худое дело – воровство, но меньше прелюбодеяния, хотя и само по себе худо. Видишь ли различие между грехами?

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 30,32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден… Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

На сравнение в Писании прелюбодеяния и воровства: аще кто ят будет крадый.

Не знаешь ты, кажется, что черты сравнения берутся, когда речь идет о предметах однородных, а не разнородных, и не в противоположные ряды ставится сравниваемое по этим чертам, а показывается ими малость и превосходство. Как грехопадение одно худо, другое хуже, а третье всех хуже, например, воровство худо, хуже блуд, а прелюбодеяние всего хуже, так и преуспеяние одно хорошо, другое лучше, а третье всего лучше; например, брак хорош, воздержание лучше, а девство всего лучше.

Посему меньшее из наилучшего ставится не в противоположный ряд, но в тот же, только ниже. Кто целомудрен, тот будет сравнивать не блуд с девством, но воздержание и честный брак. И Писание, делая сравнение воровства и прелюбодеяния, сказало: не дивно, аще кто ят будет крадый; крадет бо, да насытит душу свою алчущую. Прелюбодей же за скудость ума погибель души своей содевает (Притч.6:30,32). Изрекло же сие не в извинение крадущему и не освобождая его от вины, но, сравнивая воровство с прелюбодейством, которое всего хуже, показало, что воровство менее грубо и легче, особенно когда оно следствие нищеты.

Письма. Книга III.

Сальвиан Марсельский

Ст. 30-32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

Если рабы воруют, то к воровству они, быть может, принуждены бедностью: ведь даже если им и выдаётся обычная порция, то она удовлетворяет более обычаю, нежели необходимости и тем самым более напоминает подать, нежели насыщает плоть. Поэтому-то из-за нужды вина делается менее порицаемой, поскольку менее порицаем тот вор, который представляется укравшим не по желанию, а по необходимости! Ведь и Писание церковное некоторым образом словно бы оправдывает ущерб, причиненный всяким бедняком, говоря: Вина не так велика на том, кто украл, ибо вор крадёт, чтобы насытить алчущую душу (Притч 6:30; Vulg).

О правлении Бога.

Лопухин А.П.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден

См. Толкование на Притч. 6:20