Толкования на Притч. 8:4

Свт. Климент Александрийский

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Указывать на полезное Педагог благоволит через Соломона, говоря: К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное (Притч 8:4,6). Советует же Он здесь спасительное, потому что совет имеет целью или поощрение к какому-либо делу, или отклонение от него. <…> Совет может быть трояким. Во-первых, для него берутся примеры из времен прошедших, например, то, что постигло евреев после поклонения золотому тельцу, что постигало их после любодейств. Во-вторых, для него используется наблюдаемое в настоящем, то, что как бы руками можно осязать. Сюда относятся слова, сказанные к спрашивавшим Господа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? - Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11:3-6). <…> На основании предвидения вещей будущих слагается третий род совета, когда Бог грозит грядущими событиями. Поэтому Он говорит, что впавшие в грехи брошены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф 22:13). Отсюда становится очевидным, что Бог пользуется всякого рода воспитательными средствами, чтобы призвать людей ко спасению.

Педагог.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Сперва умоляя всех, премудрость призывает и простецов тонкость уяснить, и неученых приложить сердце, чтобы усердный и внимательный читатель уразумел достоинство упорядоченных и разрозненных слов. Следовательно, она учит заниматься всем, понимать, оценивать все и достигать всего, сообразуясь с ее правилами и установлениями.

О Троице.

Ориген

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Учителя нашей веры во всеуслышание и достаточно ясно утверждают, что они - должники и еллинам и варварам, мудрецам и невеждам (Рим 1:14). Они не отвергают того, что им надлежит врачевать и души невежд, что они и им должны оказать помощь в их посильном стремлении сложить с себя неведение и преуспеть в высшей ступени знания, оставаясь послушными Соломону, который говорит: Научитесь, неразумные, благоразумию (Притч 8:5), и «Кто неразумен, тот обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч 9:4-5).

Против Цельса.

Фульгенций Руспийский

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Ибо истину готовится изречь язык мой, и отвратительна для моих уст ложь (Притч 8:7; LXX). Следовательно, не получили спасения при крещении те, которые не приняли сердцем и устами истину веры. Поэтому хотя они имели видимость благодати, которая заключалась в обряде крещения, но отвергли силу благодати, то ни жизни, ни спасения не получили.

Письма.

Лопухин А.П.

Ст. 4-13 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу»

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям - к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам [Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 - «люди» или «мужи» (ишим) и - «сыны человеческие» (бене-адам) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову - «мужами», ишим, а если нет, то - «сынами человеческими», бене - адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)]; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (ст. 5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. I:4; Еккл I:13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф X:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (ст. 6; ср. Мф VII:29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (ст. 7-9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10-11, сн. III:14-15; Иов XXVIII:15-16; Прем VII:9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12-13, сн. I:7, IX:10).