Толкования на Притч. 8:23

Свт. Афанасий Великий

от века я помазана, от начала, прежде бытия земли

Еретики, читая и следующий стих, и толкуя его худо, полагают, что поскольку написано: …прежде век Он основал меня (Притч 8:23; LXX), то это сказано о божестве Слова, а не о явлении Его во плоти. Потому необходимо, разобрав и этот стих, показать заблуждение еретиков. Написано: Господь премудростью основал землю (Притч 3:19). Поэтому, если Премудростью основана земля, то как основывается Полагающий основание? Но и это сказано прикровенно. <…> Но не сказал Он: прежде век основал Меня, Слово и Сына, но говорит просто: …основал Меня, желая, как и прежде заметил я, опять показать, что и это говорит прикровенно не ради Себя, но ради назидаемых посредством Него.

Три слова против ариан.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира.

Ст. 23-25 Прежде век (предвечно) основа мя в начале, прежде неже землю сотворити, прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде всех холмов раждает мя

Что здесь идет речь не о человеческой мудрости, а о Божественной, ничего яснее не может быть. Человеческая мудрость возникла вместе с человеком, который сотворен в шестой день мироздания. Но Премудрость Божественная, о которой здесь идет речь, говорит о довременном своем существовании, предшествующем не только сотворению человека, но сотворению самой земли, на которой он обитает. Прежде нежели положены основания для мира, Господь предвечно, в начале основал меня, – т.е. дал мне твердое, непоколебимое, ни от каких случайностей независимое, самостоятельное бытие, или самосущую жизнь. – Как же она получила бытие, или жизнь? Так ли, как прочие существа, т.е. посредством сотворения? – Нет, говорит Божественная ипостасная Премудрость, – не посредством сотворения, но посредством рождения: «Господ раждает мя», т.е. изводит меня из своего существа, делает меня единосущным Себе, как сын человека единосущен отцу, но с тем различием, что сын человека рождается во времени и имеет предков, но ипостасная Премудрость, единосущный Сын Божий, рождается довременно. Он существовал прежде, чем явилась земля. Она сотворена в первый день мира, покрытая бездною, – т.е. сплошною водою. Уже на третий день вода, покрывавшая землю, заняла на ней определенные места и стала напоять ее из своих вместилищ (источников) – воздушных (облаков), речных, и из бездн морских и подземных, – явились на земле материки с своими горами и холмами. И в этом виде земля существует несколько тысячелетий, но как бы ни была велика древность её, – она ничтожна в сравнении с древностию бытия ипостасной Премудрости, рожденной от Отца. Она уже существовала не только тогда, когда на земле не было живой твари, но когда даже не было самой земли.

Толкование паремии из книги Притчей

Дидим Слепец

от века я помазана, от начала, прежде бытия земли

Написано: Все в Нем создано, и Он есть прежде всего (Кол 1:16-17). Говорит и Сам Господь: «Я есмь начало творения Божия». Ибо поскольку, желая быть основанием Церкви, Он принял на Себя участь человека, чтобы была в Нем она утверждена неколебимо, потому, желая предоставить творению бытие, породнился с нею, приобщившись ее состоянию, о котором было сказано выше, став началом и причиной того, что грядет.

На Книгу Притчей.

Лопухин А.П.

от века я помазана, от начала, прежде бытия земли

См. Толкование на Притч. 8:22