Толкования на Притч. 8:25

Свт. Афанасий Великий

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

Что тварь и рождение суть не одно и то же, но далеки между собою и по естеству, и по значению самих речений, это показывает Сам Господь в тех же Притчах. Ибо сказав: «Господь созда Мя начало путей Своих», присовокупил: «прежде же всех холмов раждает Мя». Итак, если бы Слово по естеству и по сущности было тварью, и не было бы разности между рождением и тварью, то не присовокупил бы «раждает» «Мя», но удовлетворился бы речением «созда» как означающим то же, что и речение «родил». Теперь же, сказав: «созда Мя начало путей Своих в дела Своя», не просто присовокупил: «раждает Мя», но, в сопряжении с союзом «же» как бы ограждая этим речение «созда», говорит: «прежде же всех холмов раждает Мя». Ибо речение «раждает Мя», поставляемое в связи с речением «созда», составляет одну мысль и показывает, что как речение «созда» употреблено по причине, так это «раждает Мя» предшествует созданию. Как если бы наоборот сказал: «Господь раждает Мя», и потом присовокупил: «прежде же всех холмов созда Мя», то, без сомнения, создание предшествовало бы рождению, так, сказав прежде созда и потом присовокупив «прежде же всех… раждает Мя», необходимо показывает, что рождение предшествует созданию. Ибо, говоря: прежде всех раждает Мя, дает о Себе разуметь, что Он есть иной от всех, так как пред этим доказано было самою истиною, что из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением.

Посему не то же поставлено при речении «созда», что и при выражении «раждает Мя». Напротив же того, при речении «созда» поставлено «начало путей», при выражении же раждает Мя не сказал: вначале «рождает Мя», но: «прежде всех раждает Мя…». А Кто прежде всех, Тот не есть начало всех, но иной от всех. Если же иной от всех, в числе же всех разумеется и начало всех, то явно, что иной от тварей. Из сего явствует, что Слово, будучи иным от всех и прежде всех сущее, впоследствии созидается началом путей в дела, по причине вочеловечения, как сказал Апостол: «Иже есть начаток, перворожден из мертвых… да будет во всех Той первенствуя» (Кол. 1:18).

Поелику же такова разность выражений «созда» и «раждает Мя», «начало путей» и «прежде всех», то, как Бог, Творец человеков, по сказанному делается впоследствии Отцом их, ради обитающего в них Слова Его, так о Слове должно сказать наоборот: Бог, Отец Его по естеству, делается потом Творцом Его и Создателем, когда Слово облекается в тварную и созданную плоть, и соделывается человеком. Как люди, приемля Духа Сына, делаются чрез Него чадами, так Божие Слово, когда облеклось в плоть человеческую, именуется тогда созданным и сотворенным. Поэтому если мы сыны по естеству, то явно, что и Он по естеству тварь и произведение. А если мы делаемся сынами по усыновлению и по благодати, то явно, что Слово, для дарования нам благодати сделавшись человеком, изрекло о Себе: «Господь созда Мя».

Притом, поелику Господь, облекшись в тварное, соделался подобен нам по телу, то посему справедливо наименован и братом нашим, и первородным. Ибо хотя и после нас соделался Он ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется первородным в нас, и действительно таков, потому что, когда все люди по Адамовом преступлении гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась как сделавшаяся телом Самого Слова, и мы уже спасаемся после нее как стелесники Слова. Ибо в сем теле Господь делается нашим вождем в небесное царство и ко Отцу Его, говоря: «Аз есмь путь» (Иоан. 14:6) и «дверь», и Мною должны входить все (Иоан. 10:9).

Посему называется также и перворожденным из мертвых, не потому что умер прежде нас (умерли прежде мы), но потому что, для нас прияв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес как человек, для нас воскресив тело Свое. Поелику Он воскрес, то, наконец, уже и мы Им и ради Него восставляемся из мертвых.

На ариан слово второе.

Свт. Григорий Богослов

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

См. Толкование на Прит. 8:22

Свт. Иларий Пиктавийский

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

Тот, кто имел бытие до времени, был рожден, но не только до земли, но и до гор, и до холмов. И потому Премудрость имеет в виду Себя в этом месте, говоря более, чем то, что слышится.

О Троице.

Свт. Григорий Богослов

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

Вечно или не вечно рождается Сын, я не говорю, пока не вникну тщательнее в сказанное: прежде всех холмов Он рождает меня (Притч 8:25; LXX). <…> Если, по словам еретиков, имеющее прекратиться имело начало, то не имеющее прекратиться, без сомнения, не начиналось. А потому, что скажут о душе или об ангельской природе? Если они начались, то и прекратятся. А если не прекратятся, то, как видно из их положения, и не начинались. Но они и начались, и не прекратятся. Следовательно, несправедливо их положение, что имеющее прекратиться началось.

О Сыне (Слово 29).

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира.

Прежде неже горам водрузитися, прежде всех холмов раждает мя

См. Толкование на Притч. 8:23

Ориген

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

Итак, если вечно рождается Спаситель, то потому и сказано: я родилась прежде холмов (Притч 8:25); не «прежде всех холмов породил Меня», но я родилась прежде холмов, и рождается Спаситель вечно от Отца. Также, если бы и ты имел Дух усыновления (Рим 8:15), то вечно рождал бы тебя в нем Бог сообразно каждому делу, каждому помыслу, и рождаясь так, стал бы ты вечно рожденным сыном Божиим во Христе Иисусе, Которому власть и слава во веки веков. Аминь.


Будем же знать, что Спаситель для нас - сияние славы (Евр 1:3). Сияние славы не единожды возникло и не рождено; но таков творческий свет сияния, сообразно каковому рождается сияние славы Божьей. Спаситель наш - Божия премудрость (1 Кор 1:24); премудрость же есть отблеск вечного света (Прем 7:26).

На Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

См. Толкование на Притч. 8:22