Толкования на Притч. 9:2

Свт. Григорий Двоеслов

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

См. Толкование на Притч. 9:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 2-5 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное»

Тебе нравятся песни, которые услаждают пирующих? Внемли Призывающему, внемли Поющему Церкви не только в песнях, но и в Песни Песней: приимите, ближние мои, и пейте, и будем пьяны, братия мои (Притч 9:5-6; LXX). Но это опьянение делает трезвым, ибо это опьянение благодатию, а не вином.

О Каине и Авеле.


Вот Он пришел; и будешь ли ты вкушать или пить, коль скоро призовешь Христа, Он присутствует, говоря так: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное (Притч 9:5). Если даже ты спишь, он стучится в дверь. Приходит Он, говорю я, часто и через [дверную] скважину протягивает руку, но не всегда и не всем, а только той душе, которая может сказать: ночью я скинула хитон мой (Песн 5:3). И в самом деле, в эту ночь века сего тебе прежде всего нужно совлечь с себя одеяние телесной жизни, ибо Господь совлекся плоти Своей, дабы ради тебя одержать победу над господствующими и сильными мира сего.

О девстве.

Сщмч. Киприан Карфагенский

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

См. Толкование на Притч. 9:1

Прп. Исидор Пелусиот

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Поскольку Господь, предлагая питательную и веселящую сердце проповедь, нарек Себя виноградною лозою (Ин.15:1), то Божественное Писание по необходимости истинное слово Божественного ведения называет вином. Им–то и премудрость напоевает из чаши, именуя чашею ребра Господни, из которых излилось нам веселье жизни.


Премудрость Божия, о любоведущий, растворила чашу словес, то есть Божественные Писания — не медом, не млеком, не вином, но назиданием и любомудрием наполненную и божественными дарованиями преукрашенную чашу, которая вкушающих из нее возбуждает к добродетели и благочестию, внушая вознерадеть о земном и стремиться к небесному. Эта чаша содержит в себе не ухищрения, не лжеумствования, не какие–либо неуместные и опытом не подтверждаемые мудрования об естествословии, но деяния мужей самых именитых и славных, уподобляясь которым в делах и словах, приобретешь красоту добродетели.

Не умолчала же она о жизни и о наказании падших, чтобы, узнав это, если захочешь, поревновал ты доброму и избегал худого. Поэтому то, что полезно для нашего любомудрия, собрав, как пчела, у языческой учености (ибо, если говорить правду, и язычники много любомудрствовали о добродетели), все прочее отложи в сторону. Особенно же приметь, что философы вели между собою наделавшую много шума брань: Аристотель восставал на Платона, а стоики вооружались на Аристотеля. Посвяти же себя на всю жизнь Божественным глаголам. В таком случае, пользуясь тем и другим, будешь важным приобретением и для себя, и для всех. А поскольку желательно тебе знать, что значит сказанное: премудрость раствори свое вино, и по какой причине не предложила его не растворенным, то из немногого научись многому. Божественные и преестественные наставления растворила она вещественными словами и примерами, потому что иначе не могли мы их и понять. Сие–то соединение Божественных понятий и земных слов не без основания назвала она растворением.

Письма. Книга I.

Блж. Августин

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

См. Толкование на Притч. 9:1

Ориген

Ст. 2-5 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное»

Напитанный этою пищею премудрости ум будет достигать чистоты и совершенства, с какими человек был создан сначала, и будет восстановлять в себе образ и подобие Божье. И хотя кто-нибудь выйдет из этой жизни очень мало наученным, но, однако, понесет с собою похвальные дела. Он может быть наставлен в том небесном Иерусалиме, городе святых, то есть может быть научен и образован, и может сделаться камнем живым, камнем драгоценным и избранным за то, что мужественно и с постоянством перенес испытания жизни и подвиги благочестия. И там он вполне истинно и ясно познает смысл слов, возвещенных здесь, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4).

О началах.

Беда Достопочтенный

Ст. 2-5 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное»

По божественным речениям в хлебе и смешанном вине изображается, как сказано выше, природа Божества и человечества Христа, соединенная в едином Его лице. С другой стороны, в хлебе является таинство Тела Его, а в смешанном вине - Святой Крови - таинство, во время которого мы насыщаемся, как все знают, от престола жертвенника Его.

На Притчи Соломона.

Дидим Слепец

Ст. 2-5 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное»

Эта же пища называется [в Писании] «мясом», «хлебом», «молоком» и «вином». Однако простецы говорят, что принимают их в пищу как хлеб и вино, смешанное [с водой]. Если так, то как нам понять изречение: …хлеб ангельский ел человек (Пс 77:25)? Мне представляется, что хлеб - твердые заповеди Божии, а вино - познание Бога в изучении божественного Писания; так же - и божественное Тело с честной Его Кровью.

На Книгу Притчей.

Лопухин А.П.

заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

См. Толкование на Притч. 9:1