Толкования на Притч. 10:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-3 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет

Не доставляют пользы сокровища неправедные (Притч 10:2). Как же это? Разве не избегли многие смерти, благодаря богатству? Так. Но не освободились от греха и выкупили жизнь более тяжкую, чем смерть. Будем же надеяться не на богатство, а на добродетель. Праведность, привходя ко грехам, ведущим к смерти, освобождает от нее. Как же принесут пользу сокровища, собранные на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф 6:19)? А праведность не только спасает приобретших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию.

На Притчи Соломона.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 1-3 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет

Боишься, чтобы вдруг не оскудело имущество твое, если начнешь щедро благодетельствовать из него? Но когда же у праведного могло недоставать средств к жизни? В Писании сказано: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного (Притч 10:3).

О делах и милостыне.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 1-3 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет

Будь покорен епископу своему и имей его отцом души своей. <…> Для тебя в лице одного мужа должны быть чтимы многие имена: монах, первосвященник, дед твой, научивший тебя всему, что свято. Я говорю также, что епископы должны считать себя священнослужителями, а не господами, должны чтить клириков как клириков, чтобы и от них получать епископскую почесть. <…> В некоторых церквах есть очень плохой обычай, что пресвитеры в присутствии епископов молчат и ничего не говорят, как будто бы эти последние или не любят, или не желают выслушивать их. Если же другому, - говорит апостол Павел, - из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира (1 Кор 14:30-33). Сын мудрый (Притч 10:1) - слава отцу. Епископ может радоваться своему суду, если избрал Христу таких священников.

Письма.

Беда Достопочтенный

Ст. 1-3 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет

[Соломон] помещает здесь новое заглавие, ибо начинает речь иного рода. Он [намерен] не как прежде долго рассуждать об отдельных разновидностях добра и зла, а описывать их проявления попеременно, в каждом двустишии.

На Притчи Соломона.

Евагрий Понтийский

Ст. 1-3 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет

Если жизнь нечестивая есть зло и Господь уничтожит ее, то ясно, что нечестивый уже не будет таковым. Ибо после уничтожения Господь поставит царство Бога и Отца, так что будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).

Схолии на Притчи.

Лопухин А.П.

Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери

Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. I:8; XV:20; XVII:25).