Толкования на Притч. 11:26

Свт. Амвросий Медиоланский

Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение

Справедливо сказал Соломон: «кто удерживает у себя хлeб, тот оставляет его народам», – не наслeдникам (а народам), потому что приобрeтенное корыстолюбием не передается наслeдникам (ad successorum jura). Что приобрeтается незаконно, это разсeевается чужестранными хищниками, как бы нeкоторыми вeтрами. И (Соломон) добавил: «Продающий зерно – (annonam) проклят в народe; благословение же Его (на том), кто раздeляет (его другим)». Видишь, нужно быть твердым раздаятелем хлeба, а не барышничать на его продажe (non pretii captatorem). Нeт пользы там, где не столько приносят пользы, сколько теряют честности.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паримия в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Притч. 11:19–31, 12:1–6).

Удержаваяй пшеницу, оставит ю языком (язычникам), продаяй пшеницу скупо (поднимающий цену на пшеницу) от народа проклят, благословение же Господне на главе подавающаго (раздающего)

В сем стихе содержится предостережение от немилосердия. Есть хлебные торговцы, которые в урожайные годы накопляют большие запасы хлеба и приберегают их в ожидании неурожайных годов, не для того, чтобы по дешевой цене отпускать хлеб нуждающимся, а для того, чтобы воспользоваться их нуждою и сбыть им хлеб за дорогую цену. Надежда их разжиться на счет бедных ближних не всегда сбывается. Вторгаются в страну соседние язычники, грабят и опустошают ее, добираются и до хлебных торговцев и накопленный ими хлеб, который они надеялись продать дорогою ценою соотечественникам, присвояют насилием. – Другое наказание корыстолюбивых и жестоких торговцев состоит в том, что за поднятие цены на хлеб в неурожайное время, народ проклинает их, осыпает их порицаниями, называет грабителями и душегубцами, желает им всякого зла. Но благо тем, которые не только не притесняют ближних продажею за непомерную цену насущного пропитания, но еще даром раздают его: на их главе почивает благословение Господне, и по силе этого благословения они не испытывают скудости, – средства для благотворения у них не истощаются.

Толкование паремии из книги Притчей

Авва Шенуте

Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение

Ибо сказано: Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ (Притч. 11:26). Тот, кто оставляет у себя, не проявляет милосердия, таковой собирает не для милосердия. Но если бы не собирал, что мог бы употребить он на дела милосердия? Не верно ли также, что люди благословляют того, кто дарует и дает, как написано во многих местах на страницах Священного Писания?

О языке.

Лопухин А.П.

Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение

См. Толкование на Притч. 11:24