Толкования на Притч. 12:10

Свт. Иоанн Златоуст

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко

Упражнением в человеколюбии служит то, чтобы на бессловесных животных приучать себя к состраданию одноплеменникам. Милующий их тем более бывает милостив к брату, при этом вместе со скотами разумеются и ленивые по природе; милующий их поучает и помогает; но излишек в справедливости - беспокоиться о том, что не приносить пользы. Что говоришь? Праведный жалеет жизнь скота своего? Подлинно так. И здесь необходимо проявлять большую заботливость, чтобы приучиться к тому же и по отношению к одноплеменнику. Не напрасно Бог повелел и павший скот поднимать, и заблудившийся возвращать, и не связывать уст вола. Он хочет, чтобы мы оказывали скоту всякую пощаду, во-первых, ради нас самих, а во-вторых, чтобы он был в состоянии оказывать нам услуги в телесных нуждах. Это самое служит упражнением в человеколюбии и служении другим, так как милующий чужое тем более милует собственное; милующий тех, кто ему служат, тем более милостив к брату. Но тот приносит пользу тебе служением, а этот какую? Тем большую в деле Божьем. Видишь, как мы служим скоту и не считаем бесчестием? Мы служим не ему, а себе.

На Притчи Соломона.

Еп. Виссарион (Нечаев)

ХVIII. Паримия во вторник четвертой седмицы Великого поста (Притч. XII:8–22).

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко

Человеку праведному, т.е. благочестивому и добродетельному, свойственно милосердие не только к людям, но и к домашним рабочим животным (скотам). Он не забывает, что и безсловесныя твари имеют душу, способную чувствовать скорбь и радость, выражать привязанность к хозяину или отвращение, благодарность и неблагодарность. Он помнит также законы Моисеевы относительно обращения с животными, повелевающие давать рабочему скоту отдых в субботу (Исх. 20:10), не заграждать рта молотящему волу (Втор. 25:4), ни коровы, ни овцы не закалять в один день с порождениями их (Лев. 22:28), чтобы не быть матерям свидетелями крови порождений своих. Добросовестно исполняя эти законы, он и по собственному состраданию жалостлив к скоту (милует души скотов), не изнуряет рабочих животных непосильною работою, не морит голодом и жаждою, не мучит побоями. Не так поступает со скотом нечестивый. В нем нет ни чувства сострадания к безсловесной твари, ни уважения к положительным законам о кротком обращении с нею. Нечестивый, Бога не боящийся, несправедлив и немилостив к людям: можно ли ожидать от него, чтобы он лучше относился к безсловесным, работающим на него, животным? Людей он может еще бояться и страхом наказания за неправду и жестокосердие удерживаться от оскорбления их. Но безсловесныя — существа беззащитныя, их он может безнаказанно сколько угодно мучить и зрелищем их мук даже потешать себя.

Толкование на паримии из Книги Притчей.

Лопухин А.П.

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко

См. Толкование на Притч. 12:4