Толкования на Притч. 12:13

Еп. Виссарион (Нечаев)

ХVIII. Паримия во вторник четвертой седмицы Великого поста (Притч. XII:8–22).

За грех устен впадает в сети грешник, избегает же от них праведник. Сматряяй кротко помилован будет, а сретаяй во вратех оскорбит души

Грешник, по ненависти к праведнику, сплетает против него клеветы, словно сети, для уловления и погубления праведника, но сам же запутывается в этих сетях и таким образом несет заслуженное наказание за грех своих клеветливых устен. Но Господь хранит праведника: он счастливо избегает приготовляемых ему сетей, – невинность его обнаруживается пред всеми, и он торжествует над злобою клеветника. – В дальнейших словах стиха идет речь о кротости в противоположность сварливости. Кроткий и мягкосердечный человек никого не оскорбит, – он на всех смотрит приветливо и ласково, и потому помилован будет, – т.е. будет у всех в милости, будет привлекать к себе от всех, с кем имеет какие-либо сношения, благосклонность: он самый уживчивый член общества. Напротив, человек сварливый и склонный к сутяжничеству – тяжелый и нетерпимый в обществе. Он любит толкаться у ворот города в многолюдстве, чтобы скорее втянуть кого в ссору с ним, и потому с кем ни встретится у ворот, оскорбляет души, – норовит ко всякому встречному придраться, всякому наговорить дерзостей, с целью вывести его из терпения и вызвать на неосторожное слово или действие и за это привлечь к суду. Такой сутяга не будет помилован, – ни от кого не встретит выражения благосклонности, – всякий будет бояться его как огня и не попадаться ему на глаза. Сам немилостив, и к нему немилостивы.

Толкование на паримии из Книги Притчей.

Лопухин А.П.

Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды

См. Толкование на Притч. 12:12