Толкования на Притч. 13:26

Свт. Климент Александрийский

Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение

Не для еды и питья мы созданы, а для познания Бога. Праведник, говорится, ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение (Притч. 13:26), ибо он предан своим постыдным пожеланиям, которым нет конца.

Педагог.

Ориген

Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение

Следует усматривать в благодеянии согласно закону явственную пищу для души; она насыщает не целого человека, но только душу. Следует воспринимать из Евангелия и глубокое, и простое, поскольку не следует душе чуждаться забот о пропитании и одежде, но, упражняясь, следует быть уверенной в том, что благополучие происходит от Бога, если заботиться лишь о необходимом.

Против Цельса.


Если ты это воспримешь по буквальному значению, как-то: Праведный, питаясь, насыщает свою душу, души же нечестивых голодны (Притч. 13:26; LXX), то это будет выглядеть ошибочно. Ведь куда больше души нечестивых потребляют пищу с алчностью и стремятся к сытости; меж тем как праведные голодают. Собственно, Павел был праведным и говорил: даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся (1 Кор. 4:11). И вновь утверждает: …в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11:27). И каким же образом говорит Соломон: Праведный, питаясь, насыщает свою душу? Но если ты внимательно всмотришься, как праведник постоянно и непрерывно вкушает хлеб живой (Ин. 6:51), и наполняет душу свою, и насыщается пищей небесной, которая есть слово Божье и Его мудрость, то обнаружишь, как по благословению Божию вкушает праведник хлеб свой в сытости.

Гомилии на Книгу Левит.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6).

Праведный ядый насыщает душу свою, душы же нечестивых скудны

Праведник всегда сыт, потому что благодаря своему трудолюбию, бережливости и неприхотливости не знает скудости в средствах жизни. Напротив, нечестивые доводят себя до скудости своею расточительностию, роскошью, и нередко лишаются насущного пропитания. – Можно и несколько иначе толковать этот стих: не всегда праведник обилует средствами жизни; но и немногое, приобретенное трудами рук его, для него достаточно. Он сыт, довольствуясь малым; излишнего он не имеет, но и прихотей не знает, и потому, если есть у него насущный хлеб, благодарит за сие Бога, как за величайшую милость: душа его насыщена, – желания его удовлетворены, – большего он не желает, тогда как нечестивые, одержимые ненасытным сластолюбием, никогда не чувствуют себя удовлетворенными, их ничем не насытишь, чревоугодию их нет границ.

Толкование на паримии из Книги Притчей.

Лопухин А.П.

Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение

См. Толкование на Притч. 13:19