Толкования на Притч. 15:5

Свт. Василий Великий

Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен

Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели и никогда не будет проникнут пагубою порока. Потому разумевающий словеса мудрости знает, кто лжеумствователь и обманщик и кто внушает лучшие правила жизненной деятельности. Он, как искусный торговец, удержит у себя добротное, сам же удержится от всякого рода зла. Вот эта мудрость созидающему дом свой помогает положить основание ее на камне, то есть опереться на вере во Христа, чтобы оставаться незыблемым во время дождей, ветров и устремлений речных. Ибо подобными сими словами Господь изобразил нам в притче непоколебимость в искушениях как человеческих, так и свыше посылаемых. Он же учит не нерадеть о необходимом, но, заблаговременно запасшись путями жизни, с готовностью сердца ожидать пришествия Жениха.

Хитрость есть действование во всем с искусною попечительностью, как злодеяние есть упражнение в одном только зле. Но поскольку хитрый берется за всякое дело, а в числе же всяких дел бывают и дела негодные, то наименование хитрого имеет два значения. Кто промышляет дела свои к вреду других, тот лукавый хитрец, а похвально хитр тот, кто скоро и смышленно отыскивает свойственное себе благо и избегает всякого вреда, коварно и злонамеренно замышляемого против него другими. Поэтому тщательно вникай в слово «хитрость» и знай, что есть среднее какое-то состояние, в котором человек со здравым расположением к собственной своей пользе и к пользе ближнего пользующийся хитростью достоин одобрения. Но кто направляет хитрость ко вреду ближнего тот осужден, потому что умение свое употребляет в средство к погибели.

Беседы на Книгу Притчей.

Лопухин А.П.

Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен

См. Толкование на Притч. 15:1