Толкования на Притч. 19:25

Прп. Никодим Святогорец

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление

Не хорошо, духовник, не обличать никого, но и обличать всех тоже нехорошо. Ибо мудрые и наученные от обличения получают пользу: «Аще же обличаеши мужа разумна, уразумеет чувство». Но и те, кто исповедуются дерзостно и с жестоким сердцем, нуждаются в обличении, по написанному: «Обличай их строго» (Тит. 1, 13). Ненаученные же не принимают обличений: «Не возлюбит, - говорит, - ненаказанный обличающих его» (Притчи 15, 12). Нельзя обличать и боязливых, чтобы они из-за страха не впали в отчаяние; тех, кто исповедуется с умилением, ибо они нуждаются не в обличении, а скорее в утешении; людей, занимающих высокие посты, по написанному: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1 Тим. 5, 1). Но иногда и высокие чины нуждаются в обличении, смешанном с некоторыми похвалами, как и Бог в Откровении поступает с епископами семи асийских Церквей (Откр. 2, 3).

Но обличать, духовник, ты должен помалу, как обличает и Сам Бог, как написано: «Заблуждающих помалу обличаеши» (Прем. Сол. 12, 2). И просто сказать, твои обличения всегда должны быть смешаны со сладостью и кротостью, как заповедует Павел: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния» (2 Тим. 2, 25). Подходящим для обличения временем является время после исповеди грешника, когда он немного выйдет из тьмы и дурмана греха.

Руководство к исповеди.

Ориген

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление

Если же ты хочешь обрести свидетельство Писания о том, что и ради воспитания других грешники наказываются, если даже не поддаются они уврачеванию, поскольку некогда закоренели в отрицании, прислушайся к Соломону, утверждающему в Книге Притчей: Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным (Притч 19:25). Он не говорит, что сам наказываемый станет благоразумнее и рассудительнее посредством наказания, но - переменится простец от неразумия к ведению через учиненную кощуннику кару, ибо здесь это обозначено именем благоразумия. И испытывает простец перемену, когда видит, как наказывают других. Стало быть, наказание, осуществляемое над другими, полезно нам, если, конечно, станем мы достойными спасения от наказания других.

На Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление

См. Толкование на Притч. 19:16