Толкования на Притч. 20:6

Свт. Иоанн Златоуст

Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит

Великое значение имеет человек, как созданный по образу Божию. А если присоединит к этому деятельность, состоящую в милосердии, то делается дорогим; но делающего это верно и мудро трудно найти.

На Притчи Соломона.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит

Так велика, что Сам великий Ценитель и Судья всяческих ставил ее выше всех вещей в мире. Кая бо польза человеку, - говорит Он, - аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16; 26).

Велика вещь человек, потому что сия вещь произошла от Величайшего, вследствие Великого Совета, и стоила немало. И рече Бог: сотворим человека (Быт. 1; 26). И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2; 7).

Велика вещь человек, потому что сия вещь имеет величайшее значение и чрезвычайно много заключает в себе. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. 1; 27).

Велика вещь человек, потому что предназначена для великих целей. И благослови… Бог (человека), глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1; 28). И взя… Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити (Быт. 2; 15).

Велика вещь человек, потому что и падение этой вещи превратило и опрокинуло за собою все. Вемы бо, яко вся тварь (с нами) совоздыхает и сболезнует даже доныне. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю (человека) (Рим. 8; 22, 20).

А как ценится сия великая вещь у самих человеков? Чему не подчиняется? На что не меняется?

Человек подобен сыну и наследнику великого царя, который, находясь с малолетства в изгнании, забыл о своем великом происхождении и столь же великом предназначении. Посему первый и последний урок человеку должен быть: познай самого себя!

Заметки.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит

Милосердие более частое явление, чем правдивость. Оказывать милость людям гораздо легче, чем говорить правду. Когда мы делаем добро ближнему, мы испытываем радость и видим чувство благодарности у людей. Милосердие вносит в среду людей покой, мир; даже враг смягчается, делается иногда другим. А когда мы говорим правду людям – они почти всегда бывают недовольны. Нужно быть человеком великой души, чтобы не обижаться, а смиряться, слыша грозные и правдивые слова упрека. Правдивый человек вносит диссонанс в нашу лукавую жизнь. Нашей грехолюбивой душе бывает тяжко, когда говорят о правде. Правдивого человека не любят, боятся, осуждают, готовы очернить. А между тем – без правды жить нельзя! Это – соль, осоляющая зловоние наших страстей.

Подвиг правдивости очень трудный. И должно славить каждого человека, говорящего правду, ибо он есть поборник истины. И за свой подвиг эти христианские правдолюбцы наследуют вечную блаженную жизнь, по словам Самого Спасителя: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Иаков Афраат

Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит

Все наши праведные отцы восторжествовали во всем, что они делали с верой. Как и блаженный апостол свидетельствует о них: …верою преуспели (Евр 11:33). Еще Соломон говорит: Многие мужи милостивыми нарекутся, мужа же верующего кто найдет? (Притч 20:6, Пешитта).

Тахвиты.

Лопухин А.П.

Ст. 6-11 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его

Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф VI:2; Лк XVIII:8): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир XI:28); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. XVI:10; 3 Цар III:27). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6-11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт VI:5; 3 Цар VIII:46; Иов XIV:4; XV:14; Пс L:7; Еккл VII:20; Сир VII:5 и др.). Ст. 10 - частный и обыденный пример греховности - нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; XI:1). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Толковая Библия.