Толкования на Притч. 26:9

Ориген

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов

Согрешение же всех не упраздняется Агнцем, - испытывающих боль и мучение, пока не произойдет это упразднение. Ибо тернии не только посеяны, но и повсюду пустили корни в руках всякого, опьяненного порочностью и утратившего трезвость, согласно сказанному в Книге Притчей: …терн растет в руке пьяного (Притч 26:9). И что должны мы сказать по поводу того, сколь великие страдания они причиняют впустившему такую поросль в тело [от своей] души? Ведь необходимо, чтобы был отсечен живым и действенным словом Божиим - режущим сильнее, нежели любой обоюдоострый меч и более огненным, чем всякое пламя - тот, кто до такой степени в глубине своей души стал вместилищем зла, что превратился в землю, произрастающую тернием. И наступит надобность, чтобы был на таковую душу ниспослан огонь, ищущий тернии и их достигающий по свойственной ему божественности.

На Евангелие от Иоанна.

Беда Достопочтенный

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов

Подобным же образом брусья были сделаны из дерева ситтим, то есть из терновника. А терновник, по слову Спасителя, суть заботы века сего, удовольствия и ложные насаждения. Но уколы грехов могут быть и неуместно соотнесены с терновником, поскольку написано в одном месте, что терн растет в руке пьяного (Притч 26:9), то есть грехи в трудах глупого. Потому, следовательно, святые проповедники стремятся исцелиться от колючести пороков, а также совлечься удовольствий и забот обо всем, что в мире, до такой степени, что могут свободным умом возрастать в любви к Богу и ближним, а также ради проповеди Слова идти далеко и в разные стороны. Поэтому правильно было сказано, что из дерева ситтим были сделаны брусья для скинии. Ибо ведь брусья были сделаны из терновника, но из такого, который совсем от всех острых шипов очистился и только белизной блистал.

О Скинии.

Лопухин А.П.

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов

См. Толкование на Притч. 26:1