Толкования на Притч. 27:1

Апостольские постановления

Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день

Тот, кто говорит: «Когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо не медли, говорит, обратиться к Господу (Сир 5:8), так как ты не знаешь, что породит наступающий день (Притч 3:28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божьем; ибо он сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф 19:14).

Свт. Иоанн Златоуст

Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день

Не будем откладывать до завтра, потому что не знаешь, что породит наступающий (Притч 27:1); не будем говорить: «одолеем эту привычку понемногу», потому что этому «понемногу» никогда не будет конца. Вместо этого станем говорить вот что: не успокоимся, пока не исполним клятв, хотя бы подавляли нас тысячи дел, хотя бы пришлось умереть, или потерпеть наказание, или всего лишиться; не дадим дьяволу власти своею беспечностью и предлога к промедлению. Когда увидит Бог, что душа воспламенилась и ревность пробудилась в тебе, то и Он и сам поможет тебе исправиться.

К народу антиохийскому.

Свт. Кесарий Арелатский

Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день

Обратимся же [от путей греха], братия возлюбленные, и не пожелаем откладывать исправление наше на последние дни жизни своей, но послушаем пророка, глаголящего: Не медлите обратиться ко Господу, и не откладывайте со дня на день (Сир 5:8), ибо не знаете, что родит завтрашний день (ср. Притч 27:1). О человек! Для чего откладываешь ты со дня на день? Быть может, день завтрашний твоим последним окажется…

Не знаешь, что родит тот день (Притч 27:1). От утра до вечера изменяется время (Сир 18:26). И в любом месте увещевает нас душеспасительное предписание: поторопимся, говорится в нем, пока живы, прежде чем объемлет нас тень смертная. Скажет, впрочем, кто-то нерадивый: как приближусь ко старости, тотчас же прибегу ко врачевству покаянному. И не знает он, несчастный, что тот, кто, отсрочивая покаяние, привыкает совершать грехи, либо никогда уже не приходит ко плодам покаяния, либо с усилием великим удостаивается их…

С какою мыслью спасение свое до времени старости скрывает тот, кто не может быть уверен и в том, что проживет еще хотя бы один день? И потому, если не хотим мы бояться смерти, всегда к ней должны быть готовы, чтобы когда Господу угодно будет призвать нас из века сего, [предстали мы Ему] с совестью спокойною и легкою, и не с отчаянием, но с радостью.

…Итак, станем же, братия возлюбленные, любить врагов наших. Возможно, тот, кто сегодня является твоим другом, совершит в будущем столь великие грехи, что не сможет быть с тобою в жизни вечной, ибо не знаешь, что завтрашний день готовит. И напротив, тот, кто враг тебе [сейчас], может быть, обратится к покаянию, так что в Иерусалиме Небесном удостоится быть согражданином твоим, а возможно, и паче того - большим тебя сделается.

Проповеди.

Бабай

Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день

Не полагайся на завтра: дело твое принадлежит сегодняшнему дню, ибо время наше дано нам не на приобретение богатства, не на поиск наслаждений, не на праздность и безделье. Нет, для мудрого время действовать, время собирать плоды, время покаяния, время для всякого молиться Христу от всего сердца своего.

Письмо к Кириаку.

Лопухин А.П.

Ст. 1-6 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (IV:13-15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3-4 явления нравственного мира - гнев и ревность - сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5-6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в XXVIII:23.