Толкования на Притч. 30:24

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 24-28 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах

У саранчи нет царя, как сказано в Писании, но выступает вся она стройно (Притч 30:27), люди же, хоть и создал их Бог разумными, не способны ни управлять самими собой, ни переносить терпеливо вразумления, от Бога и царя посылаемые.

Проповеди.

Сщмч. Ипполит Римский

Ст. 24-28 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах

Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою (Притч 30:24-25), - [подразумеваются] народы, обеспечившие себе Христовой верой, благими делами вечную жизнь. И горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале (Притч 30:26) - народы, устроившие обиталище на духовной скале Христа, которая стала во главе угла. Паук, лапками цепляющийся и легко уловляемый, живет и в царских чертогах (Притч 30:28; LXX) - разбойник, руки которого были распяты, соединился с крестным распятием Христа и обитает в раю, твердыне трех Царей - Отца и Сына и Святого Духа. У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно (Притч 30:27) - не было царя у народов, ибо ими правил грех; ныне же, уверовавши в Бога, они построены рядами небесного воинства.

На Притчи.

Блаж. Августин

Ст. 24-28 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах

Будь благоразумен и позаботься заранее о своей небесной участи. Итак, будь благоразумен, подражай муравью, как и говорит Писание: «Запасайся летом, чтобы не голодать зимой»; зима - день последний, день испытаний; зима - день ужаса и горечи; сбереги то, что останется с тобой там, в будущем; если же так не сделаешь, сгинешь по непредусмотрительности, равно как и по неразумию.

Толкование Псалмов.

Ориген

Ст. 24-28 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах

Если я привел эти слова, то вовсе не потому, что я их понимаю в буквальном смысле; напротив, согласно уже с самим заглавием книги, обозначенной именем Притчей, я стараюсь отыскать, какой именно переносный смысл заключается в них. Ведь у мужей, толкующих Писания, существует обычай те места [Писаний], которые, кроме буквального смысла, заключающегося в них, скрывают в себе еще иной, таинственный смысл, распределять на многочисленные виды; к одному из них относятся и Притчи. <…> Следовательно, не эти видимые муравьи суть мудрее мудрых, но те, которые подразумеваются в [прикровенной] форме притчей. То же нужно сказать и относительно прочих животных.

Против Цельса.


У саранчи, хотя нет царя, но, как гласит Писание, выступает вся она стройно (Притч 30:27). На самом деле, люди, хоть и созданы Богом разумными, ни сами над собой не в состоянии должным образом властвовать, ни сносить терпеливо правление Божьего помазанника.

Гомилии на Книгу Исход.

Дидим Слепец

Ст. 24-30 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем

Он говорит о тех людях, которым недостает естественной силы и которые, тем не менее, стяжают себе вечную жизнь благодеяниями. <…> В самом деле, скала - убежище для горных мышей, которые ставят домы свои на скале (Притч 30:25). Воистину, и ты, как он говорит, хоть и слаб, займи скалу истинной веры и с опорой на нее исправь свою жизнь. Тот, кто опирается на свои дела, входит в Царство. Стало быть, и ты, как он утверждает, не разуверься по слабости веры в Царстве Небесном, но, поверив обетованию о нем, совершай то, что предписано для него сделать. А лев (Притч 30:30) - Христос; ибо все разумные твари перед Ним как скот; вот и Моисей говорил: а я не словесен (Исх 6:12). Лев, как считается, не знает на своем пути препятствий благодаря естественной своей стати.

На Книгу Притчей.

Лопухин А.П.

Ст. 24-28 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах

Мысль о внутренней ценности предметов, по видимости, малых, здесь развивается исключительно в сравнениях из мира животных и насекомых, на примере которых показывается необходимость и польза мудрости, энергии, стройной субординации и настойчивости в достижении целей. В ст. 28 еврейское слово семамит, переданное в русск. синод. «паук», традицией еврейской, подтверждаемой и данными археологии, понималось: «ящерица» (см. у проф. А. А. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 854), LXX: καλαβώτης, Vulg.: Stellio).