Толкования на Прем. Соломона 3:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Праведных души в руце Божией и не прикоснется их мука

Многи скорби праведных со стороны нечестивых. Особенно много озлоблений от нечестивых терпели ревнители закона Господня Иудеи, находясь под властью царей Сирийских и Египетских. По их повелению ревнители закона за свою твердость в вере отцов своих всячески были притесняемы, истязуемы и до смерти замучиваемы. Гонители, не веря в загробную жизнь, думали, что, губя их по телу, они губили вместе их души. Но они жестоко ошибались, не ведая, что души праведных ревнителей правды в руце Божией, – т. е. находятся под покровительством Божиим. Они испытывают над собою это покровительство и в настоящей жизни, будучи укрепляемы благодатью Божьею в подвигах правды и благочестия, и, наипаче, в жизни загробной, куда не достигает их рука гонителей, и где никто не может похитить их из руки Господней (Ин. 10:29). – И не прикоснется их мука. Враги праведных могут замучить их до смерти по телу, но не могут убить их душу бессмертную (Мф. 10:28). Насильственным прекращением телесной жизни они только ускоряют переход праведной души в такую область бытия, где она, по отрешении от уз плоти, не будет знать ни болезни, ни печали, ни воздыхания, будет вечно блаженствовать.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

«А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т. е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. 7:16 ст., Ис. 31:6; Лк. 23:46).

«Мучение не коснется их» — разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23).

Ст. 1-3 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире.

Блаженство праведных по смерти

Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых.