Толкования на Прем. Соломона 5:4

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 4-5 Житие его вменихом неистово (почитали сумасшествием) и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих (причислен к сынам Божиим) и во святых жребий его есть

Жизнь праведника кажется нечестивым сумасшествием, потому что не согласна с их образом мыслей и правилами. По их мнению, жить значит пользоваться всем, что может жизнь дать приятного для чувственности, для самолюбия. Праведник все это презирает, – презирает видимые блага и живет упованием невидимого блаженства; равнодушно переносит нищету, голод, наготу, унижение, утешая себя сознанием, что находясь в духовном общении с Богом, он обладает таким благом, выше которого не может быть ни на земле, ни на небе. Нечестивые не хотят понять ничего этого в ревнителях правды и их образ мыслей и правила считают безумием. Еще менее они могут понять самоотвержение, с каким эти ревнители готовы свою стойкость за веру запечатлеть мученической кончиной. Такая кончина кажется нечестивым безчестною, тогда как, на самом деле, это славная кончина, как смерть воина, падшего в битве. Гонители праведных только в день загробного суда и воздаяния убедятся в своей неправоте в отношении к ним, ибо увидят их в числе сынов Божиих, т. е. особенно близких к Богу, и в обществе со святыми угодниками Божиими (жребий их во святых), – увидят все это и осудят себя за те оскорбления, какие причиняли им.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!

«Безумные!» Это сильное обращение нечестных к себе показывает, как тяжело им сознавать свое заблуждение.

«Жизнь его почитали сумасшествием» именно потому, что те блага, ради которых праведник переносил великие лишения и беды, нечестивым казались призрачными, они не верили в их реальность.

«Кончину его бесчестною»; указание на позорную смерть, которую они готовили праведнику (2:20).

См. также Толкование на Прем. Сол. 5:3