Толкования на Прем. Соломона 5:7

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Беззаконных исполнихомся стез и погибели, и ходихом стези непроходны, пути же Господня не разумехом

Как обжоры наедаются до пресыщения и отвращения к пище, так и нечестивые, по их словам, так долго и так упорно ходили путями беззакония, что по временам чувствовали, как слишком далеко зашли (исполнихомся, переполнились), и, вследствие этого, испытывали по временам отвращение к своему поведению, тоску и уныние, – и однако же все продолжали ходить путями беззакония и погибели. – И ходихом стези непроходны. На путях греха на каждом шагу встречаются опасности смерти духовной и телесной. В этом смысле эти пути поистине похожи на непроходимую от зверей и разбойников пустыню. – И пути Господня не познахом. – Путь заповедей Господних есть единственный путь, ведущий ко спасению, – и этого-то пути они не хотели знать. Таково самообвинение нечестивых в день суда и воздаяния в виду блаженства праведных, от них терпевших озлобления, – но самообвинение позднее, раскаяние бесполезное. Что посеяно здесь, то они должны пожать там.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали.

«Ходили по непроходимым пустыням». Это образ для развращенной жизни, когда человек удалялся от истинного своего блага (ср. Ис. 53:6).

См. также Толкование на Прем. Сол. 5:3