Толкования на Прем. Соломона 5:16

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (Прем. Сол. 5:15–24; 6:1–3). В сей паремии идет речь о славе и блаженстве праведных и о суде Божием над нечестивыми. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Сего ради приимут царствие благолепия (славы) и венец доброты (прекрасный) от руки Господни, зане десницею покрыет я и мышцею защитит их

Попечение Божие о ревнителях правды, истинной веры и благочестия, испытываемое ими среди гонений, откроется во всей силе тогда, когда они получат царство славы и прекрасный венец от руки Господа. Так наступит для них время, когда они восторжествуют над своими врагами, достигнут преобладания над язычниками, когда водворится на земле царство Божие, царство истинной веры, и они в этом царстве свободно и мирно будут исповедовать свою веру и за подвиги самоотвержения украсятся прекрасным венцем, т. е. сподобятся необыкновенной чести. Такою переменою в судьбе своей ревнители правды будут обязаны единственно руке Господа, зане десницею покрыет я и мышцею своею защитит их. Т. е. не до конца предаст Он их в обиду врагам, и своею всемогущею силой доставит им безопасность от врагов, укроет от их ярости.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.

«Они получат царство славы и венец красоты от руки Господа». Защитники первого из упомянутых выше толкований данного отдела в этом выражении видят мысль о высшем небесном блаженстве праведных. Но выражение «царство» у писателя употребляется в общем смысле господства (1:14); «венец красоты» — библейский символ победы и господства (Ис. 28:1, 5; 62:3; Сир. 48:7). Поэтому основательнее понимать это место в отношении к победе, к торжеству благочестивых израильтян над своими врагами здесь на земле. Это торжество правоверных израильтян наступит вследствие покровительства им Бога: «ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею». «Мышца» и «десница» — обычные в Библии символы покровительства и защиты (Пс. 17:36; 62:9; 120:5).

Ст. 16-23 Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. Он возьмет всеоружие - ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню - в правду, и возложит на Себя шлем - нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит - святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их.

Окончательное торжество праведных

Об этом отделе среди экзегетов мы встречаем такое же различие мнений, как и о III:7–8 ст. Одни относят образную речь писателя к воздаянию за гробом, другие понимают ее в мессианско-эсхатологическом смысле в отношении к грядущему мессианскому царству, а третьи видят здесь речь только о будущем вообще торжестве благочестивых израильтян в здешней жизни, без всякой примеси эсхатологических чаяний.

Против первого мнения говорят два обстоятельства: во-первых, приводимые здесь образы мало подходят к изображению будущей небесной жизни, во-вторых, двадцать четвертый стих может быть отнесен только к будущему состоянию земной жизни. Между тем этот стих тесно связан со всем предшествующим описанием, он является заключением ко всей представленной картине, поэтому вместе с 24-ым ст. и все это место следует относить к земной жизни. На возражение, что при таком понимании здесь будет наблюдаться резкий переход, скачок, от мысли о загробной жизни (15-го ст.) к счастливому для израильтян периоду их земной жизни следует заметить, что такие быстрые переходы у писателя книги Премудрости не редки. Что касается ближайшего определения изображаемого здесь момента земной жизни, то нельзя согласиться со 2-м мнением и относить его к будущему мессианскому царству, так как нет никаких определяющих это царство признаков. Остается видеть здесь речь в пророческом стиле о счастливом изменении вообще участи благочестивых израильтян, когда враги их — отступившие от веры иудеи и угнетатели язычники — получат должное воздаяние.