Толкования на Прем. Соломона 6:12

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой.

В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 12-13 Мудрость Господня просвещает лице разумного. Постигает бо (упреждает даже) желающыя ю, прежде даже разумети ю, и удобь узрится от любящих ю

Мудрость Господня, т. е. Богомудрие, олицетворяется здесь и далее (14–16) в виде учителя, который отличается приветливостью и предупредительностью к желающим поучиться у него. Она просвещает лице разумного, т. е. производит такое впечатление на разумного, что на самом лице его разливается свет радости. Чем же премудрость возбуждает в нем такую радость? Предупредительностью и приветливостью. Она упреждает желающих ю, прежде даже разумети ю, т. е. достаточно только пожелать кому поучиться премудрости, она уже спешит к нему с своими услугами, не дожидаясь предварительного ознакомления с нею, – она радушно сама идет к нему, как только узнает его желание ознакомиться с нею. – Она удобь узрится от любящих ю, – т. е. для всех имеющих расположение пойти к ней в науку доступна, всех принимает к себе на глаза, всякого желающего просвещения готова удовлетворить. Подобное олицетворение мудрости под образом живого существа встречается в книге Притчей (1:20 и дал.). (См. паримию во вторник первой седмицы Великого поста).

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее;

При искреннем желании научиться премудрости легко, а результат этого научения весьма важен: помимо других благ премудрость приводит к блаженному бессмертию

С 12–16 ст. писатель проводит ту мысль, что под условием искреннего стремления к мудрости нетрудно достигнуть ее; она идет навстречу ищущему ее.

«Премудрость светла и неувядающа…» Первый эпитет может значить или то, что премудрость легко постигается, ее свет идет навстречу и освещает путь к ней; или, по сравнению с блеском драгоценного камня и металла, может указывать на внутреннее достоинство премудрости (ср. Откр. 18:14, 16). Второй предикат говорит о том, что обладание премудростью имеет непреходящую ценность, в противоположность скоро вянущему венку, каким украшали победителей на войне (1 Пет. 1:4; 5:4).

«Легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее» (ср. 1:1–2; 4:10). Основание этой мысли в том, что внутреннее духовное существо природы человека не чуждо премудрости.