Толкования на Прем. Соломона 7:21

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

И всем смыслом научит мудрость

Судя по тому, что здесь речь идет о такой мудрости, наставником которой выше, ст. 15. 16, назван Бог, нет необходимости разуметь под нею Премудрость Ипостасную, Сына Божия, Который под именем Премудрости изображен в 8-ой главе книги Притчей, как строитель мира и Церкви. Должно думать, что в рассматриваемом стихе восхваляется, под именем премудрости, любомудрие, присущее человеку по самой природе, ибо по самой природе он украшен образом и подобием Божиим, – но в избранных людях достигающее высшего совершенства, особенно при озарении их ума благодатию свыше. Мудрость или любомудрие есть главное достоинство, отличающее человека от неразумных тварей. Ни одной из них не дано Богом мудрости, которою обладает человек. В его мудрости отражаются совершенства Творца, – в ней проявляется Дух Божеский – разумный, т. е. все ведущий и разумеющий, и вместе святый, т. е. непричастный никакому злу, хотя зрит всякое зло. Свойственное человеку многоведение и способность силою свободной воли возвышаться над злом и усовершаться в добре есть черта божественная, не утраченная и по грехопадении. – Бог есть свет присносущный; отблеск этого света или славы Божества присущ и человеку: его мудрость есть сияние присносущного света. – Бог есть существо всеблагое; эта черта усматривается и в человеке: его мудрость, научающая его сознательно делать добро ближним, есть образ благости Божьей.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.

Писатель делает заключение к своему описанию объема человеческой мудрости. Все богатое содержание ее человек получил от Премудрости Божией, которая действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, поэтому она — «художница всего».

См. также Толкование на Прем. Сол. 7:16