Толкования на Прем. Соломона 8:2

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой.

В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Сих ради рачитель бых доброты (красоты) ея, и возлюбих ю и поисках от юности моея, и взысках невесту привести себе

В предшествующих стихах мудрость или любомудрие олицетворяется под образом учителя, общение с которым столь вожделенно для искателя мудрости. Теперь писатель книги от лица Соломона, изображает мудрость под видом невесты, которую возлюбил он от юности. Сих ради (т. е. ради обширных действий мудрости, обнимающих весь мир ст. 1), рачитель бых доброты ея, т. е. полюбил ея достоинства, как жених любит невесту за красоту. – И возлюбих ю, и взысках невесту привести себе, – т. е. не ограничился одним чувством любви к мудрости, но искал теснейшего союза с нею, подобно тому, как юноша ищет руки той, которую возлюбил, и стремится привести к себе, т. е. водворить ее в своем доме.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее.

Писатель от лица царя Соломона говорит, что он еще с юности стремился к мудрости

Псевдо-Соломон вновь (7:7) говорит о своей любви к премудрости и своем ревностном стремлении к ней (ср. Сир. 51:13–21). Аллегория, которой писатель пользуется, означает самую глубокою любовь к мудрости и теснейшее единение с ней. Эти отношения к мудрости побуждают писателя далее снова говорить о ее преимуществах и значении. Понятия божественной и человеческой мудрости у него в этом рассказе точно не разграничиваются: 1 ст. и 4 относятся к первой, 2 и 5 только к последней, 3 ст. можно понимать в отношении к обоим.