Толкования на Прем. Соломона 8:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой.

В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Ст. 3-4 Яко всех Владыка возлюби ю. Таинница бо есть Божия хитрости (ума) и обретательница дел Его

Идет речь о достоинствах мудрости, как возлюбленной невесты. Она – мудрость – есть возлюбленная дщерь Владыки вселенной: яко всех Владыка возлюби ю. Она таинница есть Божия хитрости, – она, как близкая ко Отцу своему Богу, посвящена в Его сокровенные мудрые советы касательно управления миром. – Она обретательница дела Его: обретает в делах Его следы Его совершенств, видит дела Божественной мудрости, благости и правосудия там, где чуждые мудрости не видят ничего кроме случая.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее:

по причине ее внутренней близости к Богу и

«Она возвышает (свое) благородство тем, что имеет сожитие с Богом…» Русский текст, вставив для пояснения местоимение «свое», определил смысл этих слов в отношении к премудрости, как свойству Божественному. Родство и близость (сожитие — образ взят из брачных отношений в соответствии с предшествующим «невеста») премудрости к Богу возвышают ее внутреннее достоинство и значение. Некоторые экзегеты выражение «возвышает благородство» относят к человеческому благородству, которое возвышается премудростью (разумея под ним связанные с рождением преимущества). Но против земных преимуществ в отношении к премудрости писатель уже высказался (7:1–6), а затем ближайший контекст более благоприятствует 1-му пониманию данного места, наконец образ «сожитие» тоже говорит за то, что здесь речь идет о премудрости, как внутреннем свойстве Божием.