Толкования на Прем. Сираха 7:39

Свт. Филарет Московский

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь

Если подлинно во всех словесах твоих будешь ты поминать последняя твоя, то есть при всем, что думаешь, говоришь, делаешь, будешь воспоминать и принимать в рассуждение смерть и последующие за нею воскресение, суд, вечное осуждение, вечное блаженство; если таким образом всякую твою мысль, желание, намерение, начинание, поступок, дело предварительно будешь рассматривать и испытывать при свете вечности, то вера и благодать не дадут ли своим средствам более силы и действия к предохранению и спасению, нежели сколько силы и действия иметь могут прелести греха к соблазнению и погублению? Не исчезнет ли обаяние греховного, чувственного удовольствия, если ему протипоставятся последняя его - безобразие разрушения, смрад гниения, червь могильный, тлящий и истлевающий и наконец червь адский, никогда не усыпающий? Превозношение гордого не падет ли, руки любостяжательного, жадно простирающиеся, чтобы захватывать направо и налево, правильным приобретением и неправильным хищением, не опустятся ли, если укажут ему на немногие локти земли, которыми вскоре ограничатся его владения, с тем, чтобы здесь можно было попирать его? Какой огонь страсти или нечистого желания не угаснет пред силою неугасающего огня гееннского?

И если силен смертный помысел, вооруженный страхом, противу зла, то еще в высшей степени силен он, озаренный надеждою, в пользу добра, в подкрепление подвигов собственно Христианских. Спасительная смерть Богочеловека дает новое значение смерти человеков, верующих в Него, ибо теперь смерть проникнута жизнью. Сквозь язвы Распятого Христа струится свет бессмертия и в смертную жизнь, и в самую область смерти, и сыны света возбуждаются и с легкостью идут на трудные дела света, к которым призывает их Евангелие. Вы должны распять плоть и жить духом, заповедует оно. Повинуемся, ответствуют они, потому что сеяй в плоть, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:8). Да умрете миру, и да живете Богу. Да будет, потому что мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17). Да распнетеся со Христом. И сие вожделенно: Аще бо с Ним умрохом, с Ним и оживем; аще с Ним страждем, с Ним и прославимся (2Тим.2:11). Умейте быть блаженными в изгнании за правду, в поношении, в страдании за Христа. И сие возможно, потому что недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18).

Мне кажется, братия, настоящими размышлениями дал я вам некоторый способ усмотреть надобность и духовную, далеко простирающуюся, пользу, а следственно и обязанность, поминать последняя. Итак, время бы мне умолкнуть. Но поелику мы так часто теряем или отлагаем сие полезное памятование, чтобы беззаботно наслаждаться благами настоящей временной жизни, то надобно еще показать вам, как вредно действует забвение последних даже на видимые блага настоящей временной жизни.

Иерусалим пал. Иеремия сидит над развалинами его и в плаче размышляет о причинах его падения. Какую же, думаете, Пророк открыл причину бедствия Иерусалима? Может быть, и не одну, но как важную заметил он ту, что Иерусалим не помнил последних своих. Не помяну последних своих и низведеся пречудно (Плач.1:9). Так, когда обыкновенным течением земных тленных вещей не вразумляются человеки поминать последняя, когда не внемлют вразумляющему о сем кроткому слову спасения и грех умножается, тогда не хотящий вечной смерти грешника Бог тяжко слышащим человекам возвещает последняя их гласами громов - событиями грозными, потрясающими, разрушительными.

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (1844 г.).

Лопухин А.П.

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь

Памятование о смерти и грядущем мздовоздаянии должно служить для человека постоянным предостережением от греховных увлечений.