Толкования на Прем. Сираха 11:28

Свт. Иоанн Златоуст

Прежде смерти не блажи ни когоже, и в чадех сво­их познанъ будет муж

Поэтому и говорится: «прежде смерти никого не ублажай». Почему? Потому, что будущее неизвестно, и естество наше слабо; воля не деятельна, грех легко овладевает нами и много сетей: «знай, говорится, что ты посреди сетей идешь» (Сир.9:18); непрестанные искушения, великое множество дел, постоянное нападение бесов, непрерывные восстания страстей: вот почему и говорится: прежде смерти не блажи никогоже. Итак, ублажать достойного после его смерти безопасно; или лучше не просто после его смерти, но после смерти такой, когда кто окончит жизнь с венцом, с исповеданием и верой нелицемерной. Если некто назвал блаженными и просто умерших, то не гораздо ли более (можно так назвать) умерших таким образом?

Похвала святому Евстафию.

Прп. Максим Исповедник

Что значит: Прежде смерти не называй никого блаженным?

Смысл, доступный для многих, [таков]: [все в жизни] неясно, и произволение человека удобопреклонно [ко греху], и потому не следует называть кого-либо блаженным, пока он, пройдя через всяческую добродетель, не завершит жизнь безупречным завершением. Вот же возвышенный смысл: кто начал покаянием и аскезой смирять и ослаблять живущее в нем земное помышление, того еще не следует называть блаженным, пока он напряженным аскетическим трудом не умертвится и не обретет совершенство. Тот ведь [только] блажен, кто соумирает со Христом через неделание зла и совосстает [с Ним] снова через высоту добродетелей.

На это указывает и псалмопевец, говоря: Блаженны непорочные в пути, то есть чистые от зла, ходящие в законе Господнем (Пс. 118,1) — идущие дорогой добрых дел.

Вопросы и затруднения.

Лопухин А.П.

Прежде смерти не называй никого блаженным; человек познается в детях своих.

См. Толкование на Прем. Сир. 11:20