Толкования на Пс. 6:8

Свт. Григорий Нисский

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

См. Толкование на Пс. 6:7

Толкование на Псалом шестой.

Свт. Афанасий Великий

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Смятеся от ярости око мое. Оком именует ум; потому что ум есть око души. Обетшах во всех вразех моих. Означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

«Иссохло от печали око мое». Видишь ли сокрушенную душу? Высказав покаяние, пророк опять говорит о страданиях, о смущении души, о страхе, происходящем от представления гнева Божия. Под «оком» он разумеет здесь око духовное, ту рас­познавающую и разумную способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов. Так как он постоянно имел пред глазами свои прегрешения и представ­лял гнев Божий, то проводил жизнь со страхом и не в беспечности, как живут многие, но в подвигах и сокрушении. Такое смятение есть источник спокойствия; такой страх есть залог безопасности; предающийся такому волнению предотвращает всякую бурю, а не имеющий такой души подвергнется страшному крушению. Как судно, ненагруженное и предостав­ленное течению буйных ветров, скоро потопляется, так и душа, живущая беспечно, подвергается бесчисленным страстям. По­тому и блаженный Павел, выражая такое страдательное состояние души, сказал: «дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19). И как кормчий, пока тревожится заботами о плывущих, всем достав­ляет спокойствие, а когда освободит себя от забот и заснет, то производит великое смятение, так точно и человек, пре­даваясь подвигам, страху и трепету, доставляет душе своей спокойствие, а предаваясь сну беспечности потопляет ладью.

«Обветшало от всех врагов моих». Что значит: «обветшало»? Я изне­мог, говорит, от врагов моих. Подлинно, жизнь наша испол­нена подвигов и окружена бесчисленными врагами, которые бывают еще сильнее, когда мы впадаем в прегрешения. По­этому, нужно делать все для того, чтобы избежать рук их и никогда не входить с ними в общение; это – залог величайшей безопасности для нас. Указывая на сонм этих врагов, Па­вел говорит: «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Если же таков сонм наших врагов, то нужно всегда и по­стоянно быть вооруженными и избегать поводов ко грехам. Ничто так не делает нас ветхими, как грех. Потому и Павел, заповедуя предохранять себя от происходящей отсюда ветхости, говорить: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Итак, если ты сделался ветхим от греха, обнови себя покаянием.

Беседы на псалмы. На псалом 6.


Ст. 8-9 «Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих», т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: «обветшал я среди всех врагов моих». Но обрати внимание: закоснев и состарившись во гре­хах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не по­терял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорит своим врагам: «отступите от меня все, делающие беззаконие». Перестаньте, по­стыдитесь, отступите.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Прп. Анастасий Синаит

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

То есть я осквернился, закоснел и состарился во грехах. Именно это означает сказанное: «Обетшах во всех вразех моих». Но смотри, после той затяжной, закоренелой в грехах болезни, проведя жизнь во всяком беззаконии, пророк не отчаялся, не перестал надеяться на милость Божию. Он не позволил себе впасть в легкомыслие, но спасся умилением, очистился слезами, оправдался исповеданием. Все это мы можем делать и в глубокой старости, в последних сединах: плакать, стенать, исповедовать грехи, молиться.

Слово на шестой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

«Смятеся от ярости око мое». От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке.

«Обетшах во всех вразех моих». Всего тягостнее для меня, говорит Пророк, укоризны врагов. Оне-то изнуряют, разслабляют меня, причиняют мне преждевременную старость.

Евфимий Зигабен

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Смятеся от ярости (помутилось от раздражения) око мое

Разумеется помутилось око души пророка, т.е. ум. Ибо, зная праведный гнев Твой против грешников в день суда, я, как бы так говорит он, пришел в сильное беспокойство. Ум же пророк назвал оком, как нельзя более кстати; так как он действительно служит для человека вождем на всех путях его жизни. Так ум наш и видит, ум и слышит. Некоторые, впрочем, толкователи думают, что возмутилось у пророка его телесное око, когда сам он разгневался на своих врагов, ибо это именно свойственно, как они говорят, тем людям, которые бывают сильно разгневаны кем-нибудь.

Обетшах во всех (обветшал я среди всех) вразех моих

Точно какое-нибудь ветхое платье забросили, и презирают, говорит, меня мои враги; а между тем они боялись меня в прежнее время, пока я не согрешил. Или: обетшах, иначе говоря: состарился и сделался слабее, чем каковым был прежде—в молодости; так как именно под старость люди становятся слабее силами.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

Сии слова относятся ко изъявлению того, что произошло от превеликаго онаго излияния слез, то есть, что от слез повредилось зрение. Ибо в Еврейском, вместо смятеся, читается потемне, и разум имеет следующий: око мое, по причине плача и слез, родившихся во мне от гнева и негодования на гнусность греха, или от воображения ярости гнева Твоего, изменися и потемне. Следующий глагол, обетшах, в Еврейском также относится до ока, и положен в третием лице: обетша. Но понеже седмьдесят толковники и Иероним перевели в первом лице, то и мы, последуя им, разум стиха полагаем следующий: око мое смятеся, или потемне от ярости и негодования. Чего ради? Понеже обетшах во всех вразех моих. То есть понеже состарелся посреде множества врагов, сиречь грехов, сих смертельных врагов моея души, и ни единаго из них совершенно не победил. Нарицает же врагами и всех тех, кои ко греху привлекают, яко-то: демонов и злых человеков, или самые пороки и худыя навыки. За сим присовокупляет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

См. Толкование на Пс. 6:7

Лопухин А.П.

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены («иссохло от печали око мое»); «обветшало от всех врагов моих», сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями («от врагов»).

Прот. Григорий Разумовский

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Слово смятеся в переводе с еврейского читается так: «потемнело», «повредилось». Под словом око – «глаз», здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. Обетшах во всех вразех значит – я обветшал, устарел, ослабел, изнемог от врагов моих. Под врагами разумеет как грехи свои, так и вообще всех тех, которые привлекают ко греху, как-то: демонов, злых человеков и проч. А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость.

Объяснение священной книги псалмов.