Толкования на Пс. 9:19

Свт. Иоанн Златоуст

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см.. Ориг. Экз.) говорит: не до конца ожидание кротких будет забыто. Хорошо сказал он: «не до конца», внушая, что не всегда нужно искать спокойствия. Как обнару­жится терпение, если всегда будет спокойствие? А смысл слов его следующий: порочные будут наказаны и потерпят крайние бедствия, потому что Бог не попустит обижаемым постоянно терпеть обиды. Этим он и последних ободряет, и первых устрашает, и показывает человеколюбие Бога, Который замед­лением наказания делает одних более опытными в доброде­тели, а других привлекает к покаянию. Смотри, какой чести удостаиваются бедные, не просто бедные, но смиренные сердцем, потому что они особенно и способны к терпению, или лучше сказать, одно происходит от другого, от смирения – терпение, а от терпения – смирение. Если же кто-нибудь спросит: почему под бедностью разумеется смирение? – то мы скажем: потому, что она особенно способна к добродетели. Богатый проводит жизнь в беспокойстве и смятении, а бедный легко переносит все, часто упражняя свои силы в борьбе с бедностью, как бы на ристалище. Потому и Христос говорил, что с богат­ством трудно войти в царствие (Мф. 19:28).

Что значит: «терпение убогих не погибнет до конца»? Значит: никогда не по­гибнет, и непременно получит свой плод. Это не всегда бы­вает в делах житейских, где часто цель не достигается, и труды пропадают. Так земледелец ожидает плодов и ку­пец – пользы; но часто от неблагоприятной погоды тот и другой лишаются плода трудов своих. У Бога же этого не бывает; напротив, всегда непременно цель достигается. А постоянная уверенность в достижении цели служит немалым утеше­нием.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца

См. Толкование на Пс. 9:18

Евфимий Зигабен

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца

Яко не до конца забвен будет нищий (бедный)

Это случится, говорит, именно с подобного рода языками или народами, так как верующий не допустит себя до совершенного забвения о Боге. Бедным пророк называет того, кто не имеет у себя богатства денежного и тленного, но кто за то богат богатством добрых дел своих. Или также под бедным пророк разумеет народ языческий, как бы то есть растративший высокое богоподобное достоинство своей души, сделавшийся бедным в отношении богатства благочестия и добродетелей.

Терпение убогих не погибнет до конца (навсегда)

Убогими пророк называет здесь язычников, терпение или ожидание которых, говорит он, не до конца будет напрасным. Ожидание же или чаяние язычников есть Христос, о котором в одном месте Писания сказано: И той чаяние языков (Быт. 49, 10); к ним Сам Он обращается чрез другого пророка, с следующими словами: они терпели Меня во время воскресения Моего.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

Дает причину, чего ради грешники, утесняющие убогих, низвержены будут во ад: понеже де Бог сотворит некогда отмщение за утеснение убогих Своих. Хотя бо и является иногда, как будто не помнит о них, однако не вовсе забывает, но некогда воспомянет: и потому терпение или чаяние убогих не погибнет до конца, сиречь вечно. Добре рекл, до конца, показуя, что не всегда дает им покой. Где бо явится терпение, ежели всегда покоем наслаждаться будут? Впрочем не всегда же и терпети будет Бог, дабы обидимые до конца жизни подвергалися наветам и козням, но терпение их непременно свой плод получит. И сие подает не малое утешение, быть всегда оконце благонадежну.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца

См. Толкование на Пс. 9:18

Прот. Григорий Разумовский

Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца

По связи с предыдущим, изречения этого стиха имеют такой смысл: нечестивые, забывающие Бога и притесняющие убогих и нищих, будут низвержены во ад, потому что Бог сотворит некогда отмщение за притесненных. Хотя и представляется иногда, что нищие и убогие как будто забыты Богом; но на самом деле они нисколько не забыты: кажущимся забвением им только дается случай и возможность проявить свое терпение, которое в свое время получит свой плод, будет вознаграждено, так что надежда и ожидание неправедно гонимых не погибнут до конца, или вечно, а в свое время исполнятся.

Объяснение священной книги псалмов.