Толкования на Пс. 9:28

Свт. Афанасий Великий

Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь

Его же клятвы уста его полна суть. Рассчитал, что благоденствие его будет постоянно; почему, уста его полны горести и льсти, и уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих. В сказанном же: с богатыми, что иное разумеется, как не богатеющие злом? Ибо они содействуют отцу своему диаволу в кознях против нищих.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 28-31 Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими

«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба». Другой пере­водчик (Акила) говорит: бесполезное. «Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим». Другой (Симмах): сидя в засаде за двором. «Глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, привлекши его сетью своею». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): в логовище (περιφράγματι) своем. «Подстерегает в потаенном месте». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): во увлечении его. «Сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): в тенетах. Другой (Акила): согнувшись притаится, нападая с сильными своими на слабых. Видишь ли, как он сделался даже диким зверем? Пророк описывает его, как зверя, изображая его коварство, засады, умыслы. Кто может быть несчастнее и беднее его, если он нуждается в имуществе бедного? Его ли, скажи мне, мы назовем богатым? После этого можно назвать богачом и вора и разбойника. Нет, говорит пророк. Что в том, что он не подкапывает судилищ и не нападает ночью, если он обма­ном погашает свет судии? Что в том, что он нападает не на спящих, а всегда на бодрствующих? Он оказывается еще бесстыднейшим. Поэтому и законы сильнее наказывают мошенников, ворующих днем. Видишь ли его бедность и вместе жестокость? Бедность – потому что он желает принадле­жащего бедному; жестокость – потому что он не трогается несча­стьем ближнего, но вместо того, чтобы сжалиться и помочь бедному, сам притесняет его. Впрочем, дела его не останутся без наказания; но когда он будет чувствовать себя сильным, когда будет думать, что достиг своей цели, когда станет считать себя непобедимым, тогда и погибнет, чтобы открылись и мудрость Божия, и терпение бедных, и его неисправимость, и незлобие и долготерпение Божие. Наказание не вдруг постигает его, потому что Бог своим долготерпением призывает его к покаянию; а когда он от долготерпения не получает никакой пользы, тогда Бог вразумляет его наказанием. Подвергшиеся его притеснению не потерпели никакого вреда, но еще сделались лучшими и славнейшими от скорби; и Бог, ожидая, явил свое незлобие и долготерпение. а после долготерпения силу и могущество, поразив нечестивого тогда, когда тот считал себя сильнее себя самого; так он, оставшись неисправимым, подвергся жесточайшему наказанию. И это – не малое вразумле­ние для благоденствующих. Итак, когда ты одержишь победу над врагами и когда будет все тебе благоприятствовать, то не предавайся беспечно жизни порочной, но тогда-то и бойся еще более, – потому что тогда возрастает твоя порочность, не остается для тебя оправ­дания, отнимается у тебя всякая надежда на прощение, если ты остаешься порочным.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

Егоже клятвы уста его полна суть, и горести, и льсти: под языком его труд и болезнь

Потому что строит козни, ухищряется на зло, всю жизнь проводит в умыслах против убогих.

Евфимий Зигабен

Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь

Его же клятвы (проклятия) уста его полна суть, и горести (огорчения) и лести (коварства)

Слова эти: уста его представляют один из идиоматизмов, свойственных еврейскому диалекту, и употребляющихся нередко в священных книгах; евреи имеют обыкновение к членам присоединять в речи местоимения, как например: Блажен емуже Бог Иаковль помощник его (Псал. 145,5); или: Блажен муж емуже есть заступление его у Тебе (Псал. 83,6). Далее уста его (грешника) полны или исполнены клятвы, т.е. на всех произносят проклятия, полны горести, иначе говоря: гневно или с огорчением на всех кричат; полны лести или коварства, потому что та речь, которая исходит из этих уст, изливается не от сердца, но эти уста одно говорят, а другое таят в душе.

Под языком его труд и болезнь

То, говорит, что говорится таким человеком, доставляет труд и болезнь тем людям, для которых он строит свои ковы. Или также: труд и болезнь заключаются в его учении и достанутся на долю тех, которые ему (нечестивому) последуют, не находя себе нигде покоя. Или еще: собственный его язык был в труде и болезни, износя слова труда и болезни против тех, к которым он враждовал, показывая тем самым неустанную его говорливость и злоречие.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.

Описав, каково есть сердце нечестиваго, и показав, что оно не помышляет о Бозе, и о судьбах Его, теперь описует, каковы суть уста его, по сих же покажет, каковы суть дела его: глаголет убо: егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти. К клятве относится хула на Бога, и ропот на судьбы или на промысл Его: к горести – отъятие имения и чести, гнев и вражда на брата, и прочие пороки, яд ненависти и злобы изрыгающие; к лести – ласкательство, ложь, клевета, клятвопреступление и прочая. Следующия слова под языком его труд и болезнь, означает пагубное действие вышереченных пороков. К тому бо клонятся все намерения нечестиваго, како бы причинить труд и болезнь, то есть, вред и пагубу другому. И не глаголет «на языце», но под языком, дабы показать, что злоба нечестиваго не извне токмо является, но и внутрь, сиречь в самом сердце гнездится, на подобие змиев, кои яд под языком скрывают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь

Славянское клятва на русском почти всегда означает «проклятие» и противополагается слову «благословение» (см. тропарь Рождества Пресв. Богородицы). Сказав о развращении сердца у нечестивого и показав, что он не помышляет о Боге и о судьбах Промысла Его, пророк словами настоящего стиха показывает, каковы уста его, и говорит: уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его – мучение и пагуба, как выражено в переводе с еврейского на русский. То есть: язык нечестивого произносит одни проклятия ближнему, постоянно причиняет скорбь и огорчение, потому что под языком нечестивого, в его злой душе скрывается постоянно желание делать неприятности ближним.

Объяснение священной книги псалмов.