Толкования на Пс. 9:29

Свт. Афанасий Великий

Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете

Приседит в ловительстве с богатыми. Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете

См. Толкование на Пс. 9:28

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 29-31 Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими

«Приседит в ловительстве с богатыми, в тайных, еже убити неповиннаго». Заседая в собраниях и в сонмищах, уготовляет невинным какия-либо сети и уловления.

«Очи его на нищаго презираете». «Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит, еже восхитити нищаго, внегда привлещи и». «В сети своей смирит его». Как лев озирается туда и сюда, ища себе добычи; так и он день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству. Однако же «преклонится и падет, внегда ему обладати убогими». Когда над всеми восторжествует; никак не избегнет челюстей смерти, но подобно другим сойдет в могилу.

Евфимий Зигабен

Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете

Приседит (заседает он) в ловительстве (засаде) с богатыми

Ловительство или засада есть потаенное место, укрывшись в котором кто-нибудь делает отсюда неожиданно свои нападения на проходящих мимо этого места. Пророк исчисляет здесь те многоразличные пороки, которые свойственны людям нечестивым, как например: лесть, коварство, хищничества, убийство, и сим подобное. Скрывается, говорит он, вместе с богатыми, т.е. с теми, которые изобилуют пороками и злодеяниями, и которые в этом отношении гораздо знаменитее его; и он сделает их своими соучастниками, как имеющих одинаковые с ним душевные расположения. Далее пророк, открывая засаду, присовокупляет к сему объяснение и самой причины ее, говоря:

В тайных, еже убити неповинного

Дабы умертвить, говорит, невинного, того, который не причинил ему никакой обиды.

Очи его на нищаго призиpaeт (зарятся)

Здесь показывает пророк то беспрестанное соглядание, с каким этот коварный человек неутомимо следит своим взором за неповинным бедняком, дабы выбрать удобную минуту для удачного нападения на него, когда тот будет проходит мимо.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.

Пророк описывает здесь злыя дела нечестиваго, то есть, обиды и притеснения, чинимыя от него убогим. И употребляет речь преносную, взяв подобие от разбойников или наветников, укрывающихся в тайных местах, и назирающих, дабы учинить нападение на путника, идущаго неосторожно, и убить его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 29-30 Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей

Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. 25 ст.), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

Прот. Григорий Разумовский

Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете

Нечестивый каков в сердце, таков же он и на словах, таков и в делах своих. Сердце есть источник всех грехов и преступлений (Мк. 7:21–23; Лк. 6:45). В 29-м, равно как и в последующих стихах псалма, пророк описывает злые дела нечестивого и употребляет в речи своей сравнения или подобия. Нечестивый, говорит, как разбойник какой-нибудь сидит в засаде, в местах тайных, чтобы вернее погубить невинного. Слово с богатыми употреблено для означения того, что нечестивые, имея сообщество с подобными себе злодеями, притом же сильными и богатыми, стараются различными ухищрениями уловлять бедных и приводят их в конечное разорение. Очи его на нищаго призираете, т.е. глаза нечестивого со злобою смотрят на бедного.

Объяснение священной книги псалмов.