Толкования на Пс. 9:39

Свт. Афанасий Великий

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому. Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

См. Толкование на Пс. 9:38

Блж. Феодорит Кирский

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

«Суди сиру и смирену». Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.

«Да не приложит ктому величатися человек на земли». Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.

Евфимий Зигабен

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

Суди сиру и смиренну (уничиженному)

Ты, говорит, услышал его (бедного) и выслушал со вниманием, чтобы быть судьею для сирого и уничиженного и наказать гордого.

Да не приложит ктому величатися человек на земли

Дабы всякий человек, видя наказание Божие, постигшее тех, которые наносили обиды другим, не осмеливался еще далее величаться, то есть гордиться и превозносить себя пред низшими себя. Выражение на земли значит вообще между людьми, или среди людей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Понеже рекл, что Господь услышит желание убогих, а желание их в том состоит, дабы защитил их от гонителей: сего ради, заключая псалом, молит о сем Бога, аки бы тако глаголя: понеже Ты, Господи, к бедным и утесненным яко Отец милосердый являешися, подая им помощь и молитвы их приемля, и желания исполняя, – суди убо сиру и смирену, сиречь: сотвори правосудие всем бедным и смиренным рабам Твоим. Защити их от гонящих, отмсти обиды, наносимыя им от злодеев, да не приложит к тому бренный человек, сущий на земли, величатися пред Тобою, Богом, сущим на небеси, и да не дерзает превозноситися брение противу скудельника.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

См. Толкование на Пс. 9:37

Прот. Григорий Разумовский

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

По переводу с еврейского: «Чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы перестали гнать человека с земли», или иначе, – «да не устрашает более человек на земле». По связи с предыдущим все это можно выразить так: Ты, Господи, услышал желание убогих, а желание это состоит в том, чтобы защитить их от гонителей. Поэтому сотвори праведный суд всем бедным и смиренным рабам Твоим: защити их от притеснителей, отомсти обиды, наносимые им от злодеев. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно, будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на потерпевших наказание, другие не осмелятся поступать подобно им: бренный человек на земле не приложит величатися пред Тобою, Высочайшим и Всемогущим Богом.

«Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Коего ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О жалкий и безумный грешник, какой дашь Ты ответ Богу, ведующему все твои беззакония, когда боишься иной раз человеческого гневного взгляда! Для чего не готовишь себя на день судный, когда нельзя будет никому оправдывать или защищать себя чрез другого, но всякий сам за себя понесет свое бремя? Тогда ни один порок не останется без своей казни. Там гордые исполнятся всяческого стыда и скупые стеснены будут самою жалостною бедностью. Тогда бедный и смиренный получит великую уверенность, а гордого страх обымет» (О подражании Христу Фомы Кемпийского, по переводу К. П. Победоносцева. Гл. XX1V. С. 79, 81).

Объяснение священной книги псалмов.