Толкования на Пс. 12:2

Свт. Афанасий Великий

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Грех как бы долгим соделал для него путь к Богу чрез покаяние. Доколе отвращаши лице Твое от мене? Лице cиe выну видят Ангелы.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене

В двенадцатом псалме показывает какую-то продолжительность искушения словами: «доколе, Господи, забудеши мя до конца?», и во всем псалме учит нас не терять бодрости в скорбях, но ожидать Божией благости, и знать, что Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний.

Поэтому, сказав: «доколе, Господи, забудеши мя до конца? и: доколе отвращаеши лице Твое от мене?», тотчас переходит к зломыслию людей безбожных, которые, едва встретят хотя малое огорчение в жизни, не перенося затруднительности обстоятельств, тотчас начинают колебаться в мыслях: имеет ли Бог попечение о здешнем мире, назирает ли за делами каждого, воздает ли каждому должное? Потом, когда видят, что неприятное их положение все еще продолжается, утверждают в себе лукавое мнение, и решительно говорят в сердце своем, что нет Бога. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1). А кто вложил себе это в ум, тот уже без осторожности вдается во всякий грех. Ибо ежели нет назирающего, нет воздающего каждому по достоинству того, что сделано в жизни, то воспрепятствует ли что притеснять нищего, убивать сирот, умерщвлять вдову и пришельца, отважиться на всякое нечестное дело, осквернять себя нечистыми и мерзкими страстями, всякими скотскими вожделениями? Посему как следствие мысли, что нет Бога, присовокупил: «растлеша и омерзишася в начинаниих» (Пс. 13, 1). Ибо невозможно совратиться с правого пути тому, кто не болезнует в душе забвением Бога.

Беседа о том, что Бог не виновник зла.

Свт. Иоанн Златоуст

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене

Не малое благо и в том, чтобы чувствовать забвение от Бога. Под забвением же разумей не состояние страстное, но оставление. Многие, подвергшись забвению от Бога, даже не сознают этого, и не скорбят; а блаженный Давид не только сознавал это, но исчислял и время забвения, потому что вы­ражение: доколе означает продолжительность времени. Потому он и скорбит, и плачет. Смотри, как он никогда не скорбит ни о чем житейском, ни о богатстве, ни о славе, но всегда о благоволении Божием. Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его? Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем, и ясно понимал, в чем состоит это забве­ние, и в чем это памятование, – не так, как многие из лю­дей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; по­тому они и не знают, когда Он забывает их. Не зная зна­мений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков небла­говоления Его. Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их; напротив о неимеющих часто памятует. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрство­вания, упражнения в добродетели; равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, – когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно. Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь от порочных дел. «Доколе будешь отвращать лице Твое от меня?» Это – высшая степень забвения. Подобиями человеческими пророк изображает действия Божии, и гнев Его и наказание. А Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. «Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои…; потом приводит и причину: ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого по­печения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы; сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, остав­ляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе.

Беседы на псалмы. На псалом 12.

Блж. Феодорит Кирский

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене

«Доколе Господи забудеши мя до конца?» Замедление в помощи Пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, то есть, не лишать совершенно Божественнаго промышления. «Доколе отвращаеши лице Твое от мене?» Пророк изречение сие употребил, взяв образ с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное; почему чрез несколько слов говорит: призри на меня и помилуй меня. Под именем лица разумеет он не лице, и под словом отвращение – не отвращение, но опять заимствует образ речи от свойственнаго человеку.

Евфимий Зигабен

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене

Доколе, Господи, забудеши мя до конца

Забвение или забытье означает потерю и недостаток памятования. Но как все вещи находятся пред Богом, и не только великие произведения и действия, но и самые малые движения ума; то под забвением Божиим, вместе с Златоустым, надобно понимать оставление заблуждших и не хранивших заповедей Его. Ибо Бог попускает преступникам заповедей Его падать в искушения, для наказания и вразумления их. А до конца означает тоже, что на долгое время.

Почему и Златоуст говорит: ничто столько не памятно у Бота, как делание добра, трезвость, бодрствование и тщательность в добродетели, и равно противное тому предается забвении. И так не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл меня, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою. Ибо если бы ты знал это, ты скоро отстал бы от злых дел. А Василий великий говорит: показав великость искушения словами: доколе, будешь забывать меня, в продолжении всего псалма, он учит нас не огорчаться в бедствиях, но ожидать благости Божией и знать, что по Своему смотрению Он предает нас скорбям, и что по мере находящейся в нас веры наводит на нас бедствия.

Доколе отвращавши лице Твое от мене

Лице Божие означает силу надзора и благотворения Божия; напротив того, отвращение Божие есть лишение Его надзора и благодеяний. Бог отвращается от тех людей, которые недостойны, как говорит Златоуст, воззрения Его; ибо Он отвращается злых дел их и ненавидит оные; Давид человеческими свойствами изображает Божеские. «Ибо и люди, когда оставляют кого-либо, оставляют и памятование о таковом человеке, и когда отвращаются от кого либо, не хотят и видеть отвратительного для них человека», как говорит Феодорит.

Златоуст прибавляет: но и оставление со стороны Его и отвращение лица означает великое попечение. Ибо так поступает с нами для той цели, чтобы сильнее привлечь нас к Себе, подобно тому, как страстно привязанный кто к кому либо, оставляет и нарочно забывает любимое им лице, когда оно презирает его, не исключая его из ума, но желая обратить и приблизить его к себе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от Мене?

Хотя справедливо, что Давид, по причине ложных клевет, в таком мнении находился у людей, аки бы Бог не меньше гневался на него, как и Саул: но здесь не столько по мнению других, сколько по собственному чувствованию жалуется он, что Бог его забыл, – однако не потому, аки бы в душе его угасла вера и твердое упование на обетовании Божии, или аки бы совершенно лишился он милости Его, но поелику трудно человеку, борющемуся чрез долгое время с бедствиями и никакого знака Божественныя помощи не видящему, не поколебаться и не помыслить иногда, что он забвен от Бога. Ибо мы, находяся в бедствиях, не человеческим разумом, ниже естественными чувствами познаем, что Бог печется о нас, но верою постигаем невидимый промысл Его. Тако Давид, яко человек, судя по тогдашним обстоятельствам, в каковых находился он, мог о себе подумать, что Бог его оставил.

Однако же и при таковых обстоятельствах, руководствуемый светом веры, мысленными очами проникал сквозь завесу Божиих судеб, хотя они и сокрыты были. Итак, хотя ни откуду не видел благия надежды, но сколько понятие человеческаго разума простираться могло, благонадежно взывает: доколе Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от Мене? И сею самою жалобою свидетельствует, что он верою своею возносится выше, и несмотря на мудрование плоти, спасение свое в руце Бога поставляет. Иначе каким бы образом воздыхания и вопли свои к Нему возслал? И нам убо так со искушениями бороться надлежит, чтоб в самой борьбе вера нам вещала, что должно преодолевать зло, влекущее нас во отчаяние, якоже и Давиду не возбранила немощь плоти прибегнуть к Богу, и взыскать Его, так что он и самыя противныя по-видимому страсти наилучшим образом в себе согласил и примирил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от мене

Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно забыл его (ср. Пс. 6), отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь (ст. 3); положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (усну в смерть), – все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя

Давид, измученный и обессиленный гонениями со стороны Саула, с болезненным воплем обращается к Господу, когда они кончатся?

«Забывать меня вконец» - оставить на окончательную гибель. - «Скрывать лице» - отворачиваться своей милостью, отказывать в помощи. - «Слагать советы» - изобретать способы спасения. - «Врагу возноситься» - иметь перевес. Давид изображает свое положение во время гонений от Саула настолько изнурительным и полным таких превратностей, что он теряется, делается неспособным придумать что-либо новое для своего спасения.

Прот. Григорий Разумовский

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене

Когда с человеком случаются беды и несчастья, когда он видит себя окруженным врагами и злоумышленниками, а защита или помощи ни от кого ему нет, тогда он с особенною ревностью устремляет свои мысли и чувства к Богу; и вот в таких-то случаях испытывается его вера в Бога. Иногда, в подобных случаях, обращаясь с молитвою к Богу, он долго не получает ожидаемой помощи, и тут его вера, если она не тверда и не укреплена в благочестии и навыках добродетельной жизни, мало-помалу слабеет и даже совсем утрачивается, и человек впадает в отчаяние, совершенно лишаясь надежды на Бога. И наоборот, когда человек, находясь в бедственных обстоятельствах и взирая с упованием на помощь Божию, хотя и долго не получает этой помощи, но не теряет надежды получить ее, и таким образом все больше и больше, сильнее и сильнее укрепляется его вера, непоколебимою становится его надежда на милость Божию – тогда и постоянна и небезуспешна бывает его молитва. Таковы чувства веры и надежды пророка Давида, выраженные в молитвенных словах сего псалма:

Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? В этих словах пророк выражает не отчаяние, а надежду, потому что говорит: доколе, а не навсегда, выражая тем веру свою, что Господь рано или поздно прекратит его скорби и страдания; отвращаеши лице Твое – этот образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят даже смотреть на сделавших им неприятное.

Объяснение священной книги псалмов.