Толкования на Пс. 12:7

Свт. Афанасий Великий

Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

Аз же на милость Твою уповах. Твердо надеюсь получить прощение во грехе, возводя мысль к милосердию Твоему, по которому даровал Ты спасение всем человекам. И это-то спасение в радование приводит сердце мое, давно болезновавшее по причине греха.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же на милость твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении твоем: воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

За какие добрые дела свои ты просишь себе такой милости, чтобы Он опять призрел на тебя, услышал мо­литву твою, просветил мысленные очи твои? За что тебе это? Пусть другие, говорит, представляют, если могут представить что-нибудь; а я одно знаю, одно говорю, в одном полагаю всю свою надежду, одно представляю: «милость Твою», человеколюбие Твое. «Я же уповал на милость Твою». Видишь ли смиренно­мудрие пророка? Видишь ли признательность этого мужа? Хотя он имел множество достоинств и ими мог бы преклонить Бога, но он не говорит ни об одном из них, а прибегает единственно к милости Божией. Отсюда видно, что и тогда, когда он говорит о них, например, в словах: «если я сделал что», «если я отомстил», и тому подобных (Пс.7:4, 5), гово­рит по совершенной необходимости сказать это; а когда ее нет, тогда он и не говорит ничего подобного, но вместо всякого основания просьбы указывает на милость и человеколюбие Божие. Затем, будучи уверен, что он не обманется в своей надежде, продолжает: «возрадуется сердце мое о спасении Твоем».

Видишь ли душу, исполненную надежды? Он просил и, прежде чем получил, уже благодарит, как получивший, поет Богу и совершает все предварительно. Откуда же в нем такая твердая надежда? От глубокой признательности, от вели­кого усердия в молитве, – он знал, что Бог внемлет прося­щему таким образом, – от сильной горячности и живого чув­ства сердечного. Как те, которые просят лениво и небрежно, и, получив просимое, едва чувствуют важность дара, – так те, которые возносят молитву с напряженным усердием и ревностью, еще прежде получения, от сильного и искреннего своего расположения, чувствуют важность дара, как получившие, – по­тому что божественная благодать наперед исполняет их ра­достью, – благодарят за это и бывают недалеки от самого по­лучения. «Возрадуется сердце мое о спасении Твоем». Мою душу, го­ворит, радует то, чтобы получить спасение от Тебя; мою душу веселит то, что Ты – ее спасение.

Видишь ли радость с одной стороны, и радость с дру­гой стороны, – радость врагов о падении (ближнего), и радость души о собственном спасении? Первая свойственна нечестивому, а последняя – спасаемым; первая служит к погибели как того, кто кажется радующимся, так и того, о чем он радуется; а последняя – ко спасению и оживлению радующегося. Этой по­следней радостью и веселием будем и мы радоваться и весе­литься, а первой будем избегать и отвращаться. «Воспою Господу, благотворящему мне, и пою имени Господа Вышнего». В память этого благодеяния я вознесу, говорит, песнь Господу, который облагодетельствовал меня, смирил врага, постыдил его, обнаружил слабость его, услышал молитву мою, обратил ко мне лицо Свое, рассеяв туман и тьму, среди которых я стремился к смерти. Радуясь спасению, я как бы поставляю несокрушимый памятник, когда возношу эту песнь об оказанных мне благодеяниях, не теперь только воспеваю ее и содержу в памяти благодеяния, но и в последующее время буду воспевать и про­славлять имя Господа, неизгладимо нося в душе своей великие Его благодеяния. Такая душа, подвергшись бедствиям, не только легко избавляется от них, но и делается более осмотрительною, чтобы опять не подвергнуться подобным бедствиям. В самом деле, если она всегда содержит в памяти благодеяние, то оче­видно, что помнит и бедствия, от которых избавилась, полу­чив благодеяние. Помня бедствия, она внимательно размышляет и о том, от чего они случились с нею и по какой причине она подверглась такому злу; а размышляя об этом, она со всех сторон ограждает себя, чтобы опять не впасть в подобные не­счастья; и, таким образом, благоустрояя и направляя свою жизнь, она воздает великую благодарность своему Избавителю; нашедши в Нем Избавителя, она желает и в будущем иметь Его всегда своим Хранителем.

Беседы на псалмы. На псалом 12.

Блж. Феодорит Кирский

Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

«Аз же на милость Твою уповах». И отсюда явствует, что псалом сей изрек Давид по совершении греха; потому что надеется не на правду, а на милость, и говорит, что на нее возлагает упование.

«Возрадуется сердце мое о спасении Твоем». Хотя и теперь имею надежду на милость, но, только получив спасение, и от малодушия освобожусь, и с полною радостию буду совершать песнопение. Ибо сие и присовокупил Давид:

«Воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго». Хотя и не познаю неизреченнаго естества, но для меня достаточно имени Твоего, чтобы покланяться и песнословить и испрашивать всякой праведной помощи. Ибо верую, что получу оную, призывая и единое имя Твое.

Евфимий Зигабен

Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

Аз же на милость Твою уповах

Лишившись дерзновения, вытекающего из добродетелей и, сделав столько зла, я теперь надеялся только на Твою милость, как богатую и неисчерпаемую.

Возрадуется сердце мое о спасении Твоем

Предвидя пророческими очами своими падение, которому имел подвергнуться Авессалом, Давид по сей причине говорит здесь, что он будет радоваться о спасении, которое имело быть даровано ему от Бога.

Воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго

Буду петь, говорит, устами и прославлять посредством оружия псалтири благодеяния, оказанные мне Тобою, Боже! Ибо Ты благодетельствовал меня освобождением от восстания сына моего на меня. Или можно понимать так: я буду увеселять Бога и созерцательною добродетелью, которая выражается словом —воспою αδω, и деятельною, означенною словами—буду прославлять на Псалтири. Этот псалом соответствует и всем обижаемым.

Златоуст говорит: видишь ли, каково смирение у пророка? Хотя он мог указать на бесчисленные добрые дела свои и ими умолять Бога, он не делает сего; но прибегает только к милосердию Божию и его предлагает вместо всякого убеждения. Потом будучи уверен, что сею надеждою не обманется, прибавляет: «возрадуется сердце мое». Видишь ли, как душа его способна к упованию? Просит и, еще не получив, благодарит, и поет Богу и делает то все, что делают получившие. От чего же он был столь благонадежен? От великого благомыслия, от великого усердия к молитве. Ибо он знал, что Бог выслушивает тех, которые так молятся: это, говорит, утешает мою душу.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Аз же на милость Твою уповах. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви, Благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.

Хотя Пророк не открывает еще, какой успех получил он от молитвы, однако воодушевляемый надеждою избавления, восприемлемою от слова Божия, противополагает оную аки щит всем искушениям, которыя бы могли поколебать его страхом. Итак хотя сильно безпокоится, и многими приражениями аки волнами смущается, однако в надежде на милость Божию твердо против оных стоять обещается. Пусть, глаголет, прочие, что хотят, то говорят и мнят, я же едино знаю, едино глаголю, всю мою надежду на Него возлагаю: оное представляю, милость Твою, человеколюбие Твое. Аз же, глаголет, на милость Твою и прежде уповах, и ныне уповаю. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Видишь ли благонадеятельную душу? Просил, и прежде нежели получил, аки бы получивый, благодарит и воспевает Богу, и вся предреченная делает. Откуду же был он толико благонадежен? От многаго благодушия, от многаго тщания к молению, от многия в сердце теплоты и движения. Ведал бо, что тако просящий услышан бывает Богом. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Сие, вещает, мою увеселяет душу, что от Тебе спасение она получает; сие услаждает мысль мою, когда воображаю, что Ты Спаситель мой. Воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа вышняго. То есть: в память сего благодеяния песнь посвящу Владыке, яко благодеял мне, уничижил врага, студом исполнил, немощна явил, услышал моление мое, обратил лице Свое на мя, мглу и мрак, имже низводился к смерти, разгнал: убо о толиких благих радуяся, посвящаю песнь сию, аки неизгладимый памятник, за благодеяния Его, на меня излиянныя: не ныне точию воспевая оныя и в мыслях воображая, но и в грядущее время воспою и пою имени Господа, незабвенно имея в душе моей величие благодеяния.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Аз же на милость Твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

Поэтому он молится, чтобы Бог снова посмотрел на него (призри), даровал новый свет очам его, готовым заснуть сном смерти; тогда враги злорадствовали бы его погибели. Но и в таком отчаянном положении псалмопевец надеется еще на Бога; и он в молитве получает уверенность, что будет время, когда он возрадуется о своем спасении, за которое тогда будет прославлять Господа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго

Враги мои, говорит, хотели бы порадоваться погибели моей, если бы заметили меня преткнувшимся или поколебавшимся верою; но им это не удастся: я всегда уповал и ныне уповаю на милость Божию. И эта надежда моя на милость Божию не напрасна – она наполняет сердце мое радостью. Я твердо надеюсь получить от Бога прощение в грехе, представляя в мысли Его неизреченное милосердие, по которому даровал Он спасение всем человекам. Пророк, хотя и не получил еще избавление, но, преисполненный твердого упования на милость Божию и молясь о помиловании и спасении, в сердце своем как бы предвкушает радость спасения, а потому благодарным сердцем благословляет имя Господне и воспевает славу Его. «Господи, я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду воспевать славу Господа Всевышнего».

Объяснение священной книги псалмов.