Толкования на Пс. 13:7

Свт. Афанасий Великий

Кто даст от Сиона спасение Израилево

В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль

Когда все уклоня­лись от Него, тогда была уже нужда в Том, Кто может отпустить грехи и спасти. Сказано «от Сиона», потому что Он был из племени Давидова, согласно тому, что от Сиона «придет Искупитель» (Ис.59:20), и «от Сиона благолепие красоты Его» (Пс.49:2). И ты можешь ска­зать – «из горнего Сиона», как и надежда наша есть царство небесное. Когда народы спасаются, истинный Израиль – праведные и пророки торжествуют, радуясь вместе с нами исполнению их пророчества. И Симеон, назвав Спасителя – «свет к просвещению язычников», прибавляет: «и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:32). В плену находится душа, своим нерадением преданная во власть греха и диавола и отпавшая от добродетели; возвратится же она, посредством покаяния получив прощение грехов, которое уготовал Христос на кресте. Один и тот же называется здесь Иаковом потому, что имеет запять страсти и торжествовать победу над действующими в них силами (Быт. 27:36), а Израилем потому, что, очистившись, увидит Бога (Быт. 27:28). А видит Бога ум. Может быть, кроме пророчества о Христе, пророк выражает здесь и желание, чтобы плененные десять колен были освобождены, как Иерусалим был освобожден от осады. Тогда возрадуются и сами именуемые Иаковом и Израилем.

Беседа на псалом 13.

Блж. Феодорит Кирский

Кто даст спасение Израилево

В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен тамже бывшее спасительное явление нашего Спасителя.

«Внегда возвратит Господь пленение людей своих возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». Поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен; то Пророк молится, чтобы они улучили то же спасение, и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящшее веселие у народа, имеющаго сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 7-8 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Давид, предложив утешительное слово, обращается к молитве и воздыханию, чем научает, что хотя бы Бог оставил нас скорбеть на долгое время, однако мы не должны унывать, но всегда о Нем хвалиться, и что в долговременных прискорбиях сие есть наилучшее утешение: к Богу чаще молитвы возсылать. И потому, вопрошая: кто даст от Сиона спасение Израилево? не сомнением колеблется, ниже уклонив очи от Бога, иного избавителя ищет, но токмо горячность желания изображает, аки бы рекл: Ты наконец явиши спасение Твое. Ибо, присовокупляя имя Сиона, свидетельствует, что он имеет твердую надежду на Бога. Место бо оное было священное, откуду обещал Бог выслушивать молитвы рабов Своих: оно было жилищем заветнаго ковчега, а ковчег был залогом и знамением присутствия Божия. Итак не сумневается, кто имеет быть спасения виновник, но с сильным движением духа вопрошает: когда приидет оное вожделенное спасения время, не отинуду чаемое, как от единаго Бога? А что желает спасения Израилю, а не себе, отсюду извещаемся, что он не столько помышлял о себе, сколько пеклся о общем спасении всея церкви. Сие прилежнее заметить должно потому, что когда людей собственная болезнь занимает, тогда общее благосостояние братий почти совсем пренебрегается. Но Бог всех и каждаго увещавает, чтоб при бедствиях своих обращали внимание и ко всему телу церкви, как и Давид купно с собою и обо всем Израиле печется.

Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Сими словами показывает Давид, что Бог не потерпит, дабы верные раби Его во всегдашней оставались печали, как и инде сказано: сеющие слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Чем без сомнения как себя, так и всех благочестивых утверждает, увещавая пребывать непоколебимо в надежде обещаннаго избавления. Во-первых, убо глаголет, что Бог хотя и коснит, или по крайней мере не так поспешает, как нам желается, однако непременно рабов Своих от пленения избавит. Потом умягчает скорбь их радостнейшим окончанием, сказуя, что печаль их обратится в радость. Пленение же, о котором здесь упоминает, не есть Вавилонское, ниже оное разсеяние по внешним народам, но паче домашнее угнетение, бываемое от нечестивых, когда они мучительски господствуют над церковию, и как бы пленяют оную, покоряя под власть свою и разрушая в ней благоучрежденный порядок: от чего бывает, что в самых недрах церкви представляется быть Вавилон или Египет. Если же разуметь сии последние два стиха в высшем или таинственном смысле, то Пророк молится здесь о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил человеческий род от пленения диавольскаго, в котором находился весь человеческий род, растленный грехом, как выше описал его Пророк.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Кто даст от Сиона спасение Израилево

Ст. 7 мог быть присовокуплен уже во время вавилонского плена, когда пленники, угнетаемые нечестивыми язычниками, особенно часто могли употреблять этот псалом. Во время же Саулова гонения скиния еще не была на Сионе; пленники, несмотря на то, что храм лежал в развалинах, освобождения своего ожидали от Сиона, куда снова возвратится Господь и там совершит дело их спасения; поэтому глаза и сердце пленников обращались к Сиону (Дан. 6:14; Пс. 120:1).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Евфимий Зигабен

Кто даст от Сиона спасение Израилево

Кто, говорит, из жителей Сиона или Иерусалима, может дать спасение иудеям, столь сильно изнемогшим? или кто освободит их от рук Сеннахерима и Рапсака? Подлинно никто из людей, кроме одного Бога, на Которого они надеялись. Сказал с Сиoнa; ибо Бога почитали живущим во храме Сиона, и осажденного Иерусалима.

Евсевий говорит: это голос жаждущего того времени, в которое имел воссиять на земли Христос; как бы так говорит: кто даст когда либо достигнуть того самим делом, чтобы сыны человеческие получили свободу от зол чрез явление Христа? Тогда праведники и пророки возрадуются, веселясь как о спасении нашем, так и об исполнении пророчества их. Исихий просит спасения с Cиoнa; ибо там Христос дал нам первое вдохновение (Св. Духа); показывая сие, он прибавил: когда возвратит Господь и проч.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7-8 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль

Кто даст от Сиона спасение Израилево

Так как на Сионской горе был храм Иерусалимский, в котором благоволил особенным образом обитать Сам Господь, как это уже и ранее было сказано (при объяснении 3-го псалма), то даровать спасение от Сиона значит даровать спасение в Церкви, или чрез Церковь. Враги народа иудейского с насмешкою говорили, что напрасно этот народ ожидает себе помощи от Сиона (Исх.36:7, 15), что Бог, на помощь Которого верные Ему иудеи надеются, не спасет их от руки врагов. В опровержение такой хулы на Бога пророк и говорит, что верному Израилю не от кого ожидать более помощи и спасения, как только от Господа Бога. Это и выразил он в следующем, последнем стихе псалма:

Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль

Для незнакомых с историей ветхозаветной Церкви нужно сказать, что Иаков и Израиль – это два имени одного и того же лица: сын Исаака и внук Авраама Иаков от Самого Господа получил наименование «Израиль». А так как он, этот Израиль, сделался патриархом, или, что то же, родоначальником еврейского, или израильского, народа, то и весь народ этот, избранный быть народом Божиим, стал именоваться у священных писателей Израилем. Таким образом, словами сего стиха, под именем Иакова и Израиля, пророк утешает верных рабов Божиих, хотя и не получающих долго помощи от Господа, но не теряющих надежды на Него. Он как бы так говорит: беззаконные и нечестивые враги ваши угнетают вас, делая опустошительные нападения и разоряя города ваши, они держат вас как бы в плену лишая вас свободы и возможности проводить тихое и безмятежное житие. Но вы не отчаивайтесь в милости Божией, не теряйте надежды на Бога. Настанет время, когда вас Господь освободит от нападений вражеских, избавит вас от этого плена духовного – затем настанет общая всем радость: тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. Сион и храм Иерусалимский представляли собою ветхозаветную Церковь; а так как ветхозаветная Церковь была образом новозаветной, христианской Церкви, то св. отцы под образом спасения от Сиона справедливо видят спасение, дарованное миру Спасителем. Таким образом, в последних словах псалма выражается в таинственном смысле молитва пророка о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил людей Своих от пленения диавольского, в котором находился весь род человеческий, растленный грехом, как сказано в первых стихах псалма, – и тогда настанут времена радости и веселия для всего нового Израиля, т.е. рода христианского.

Объяснение священной книги псалмов.