Толкования на Пс. 14:2

Свт. Афанасий Великий

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

Ходяй непорочен и проч. Учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем, если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию в этом, тому будет постоянное даяние благ.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

Если непорочный – это тот, кто не лишен ни одного достоинства и жизнь проводит непреткновенно безо всякого греха, то чем он отличается от того, кто делает правду? Не вкладывает ли [псалмопевец] одинаковый смысл в оба речения, говоря: Тот, кто ходит непорочно и делает правду? Или каждое из высказываний имеет свое особое значение? Непорочный – тот, кто во внутреннем человеке достиг полного совершенства добродетели, а творящий правду – тот, кто телесными усилиями доводит до совершенства свою деятельность. Ведь надо не только поступать правильно, но и действовать с правильным расположением, следуя сказанному: Праведно стремись к правде (Втор 16:20). Это значит – делай дело, сообразуясь со справедливостью. Например, частное лицо применяет какое-то лечение, полезное для больных, но делает это не так, как врач, поскольку нет у него мастерства, связанного с этой деятельностью. Итак, тот, кто ходит непорочно – это совершенный умом, а делающий правду – это, по слову Апостола, неукоризненный делатель Господа (2Тим 2:15).

Обрати внимание на тщательную точность речи. [Пророк] не сказал “Тот, кто ходил непорочно”, но – тот, кто ходит непорочно и не сказал “делавший правду”, но – делающий правду. Человека делает добродетельным не какой-то единичный поступок; ему всю жизнь должно стараться поступать добродетельно.

Тот, кто говорит истину в сердце своем, не лукавит языком своим. И здесь слова говорит друг другу истину в сердце своем и не лукавит языком своим соотносятся друг с другом так же, как и быть непорочным и делать правду. Там Писание показывает нам и совершенного в тайниках своих, и того, кто идет путем правой деятельности; вот так и здесь, поскольку слова говорятся от избытка сердца (Мф 12:34) и как из источника вытекает речь из внутреннего расположения, [псалмопевец] сначала упомянул истину в сердце, а затем – правдивость в словах, произнесенных языком. Мы найдем здесь два понимания истины. Первое – это постижение предметов, ведущих к блаженной жизни, второе – достоверное знание о чем-либо относящемся к [здешней] жизни. Истину – соработницу спасения, живущую в сердце человека совершенного, надо передавать ближнему с полнейшей правдивостью во всем; если же в делах здешней жизни добродетельный человек и отступит от истины в чем-либо, то это для него не помеха в самом главном. Пусть мы не знаем правды о размерах земли или моря, о том, сколько движется звезд и насколько одна движется быстрее другой, – это ничуть не помешает нам достичь обетованного в Евангелии блаженства. Писание, возможно, возвещает и о том, что не со всяким, а только с близким подобает говорить об относящемся к истине, о сокровенном, то есть открывать не кому попало, а лишь соучастникам в таинствах. Если истина – Господь наш (Ин 14:6), то давайте каждый будем носить эту истину запечатленной и как бы отчеканенной в сердце; беседуя о ней в сердцах наших, не станем искажать Слово Евангелия, проповедуя ближним.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем: иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя

«Ходяй непорочен, и делаяй правду»; то есть, таковому должно быть далеким от порока и свободным от всякой укоризны и прилежно упражняться во всякой добродетели; потому что правдою Пророк именует здесь совершенную добродетель, и изсчисляет ея виды:

«Глаголяй истину в сердце своем». «Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла». Надобно, чтобы у него, не только язык, но и самый ум, свободны были от лжи, совершенно далеки от льсти и двоедушия, так чтобы от сего не могло быть никакого вреда ближнему. Соблюдая же строгую последовательнось, Пророк упомянул сперва о сердце, потом об языке, и за тем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль.

«И поношения не прият на ближния своя». Если иные и впадут в какое-либо бедстие, должно не посмеваться и ругаться над ними, но паче принимать участие в их печали, по апостольскому закону, которым повелевается «плакати с плачущими» (Рим.12:15).

Евфимий Зигабен

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

Ходяй непорочен и делаяй правду

Это ответ на прежний вопрос. Тот, говорит пророк, будет пребывать и поселится, кто обладает теми совершенствами, о которых имеет быть сказано ниже; в приведенных словах пророк изображает человека, проникнутого добродетелью. Именно тот, говорит он, который совершал бы непорочно свой жизненный путь и делал бы правду. Под непорочным же должно разуметь человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо чрез него ум наш возносится к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается. Форму же настоящего времени в глаголах ходяй и делаяй пророк употребил для того, чтобы показать, что мы никогда не должны отставать ни от созерцания, ни от добрых дел. И так как жизнь деятельная слишком разнообразна в своих проявлениях, то он назвал ее здесь вообще правдою, так как правда проникает все добродетели. Правда же есть всякий праведный поступок. Оказавши сначала вообще о правде, пророк показывает далее в частности, в чем она должна состоять.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем:

То есть, тот обитать будет в жилищи Моем, кто уклоняется от зла и творит благо; или кто ни преступлением закона, ни опущением правды не раздражает Бога. Просто рещи: кто на пути жития сего не претыкается, и не впадает в тяжкие грехи; и кто творит все, что законом творить обязан.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

«Ходить непорочно и делать правду» означает чистоту поступков и согласие их с законом Бога; «говорить истину в сердце» - быть безупречным в своих мыслях и желаниях, не только во внешних делах.

Прот. Григорий Разумовский

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

См. Толкование на Пс. 14:1