Толкования на Пс. 14:4

Свт. Василий Великий

уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся

Уму возвышенному, неудобопреклонному на соображения человеческой выгоды, мужу, восшедшему на высоту праведности, присуще каждому воздавать по достоинству и ни во что вменять творящих зло, хотя бы они и были облечены великой властью, наслаждались богатством и происходили из славного рода; таковых ему свойственно ставить ни во что, то есть почитать за ничто, хотя бы сами они и притязали на величие. Людей же боящихся Бога, пусть и бедных, незнатных, косноязычных и немощных телом, прославлять, превозносить, почитать блаженными свойственно тому, кто Духом научен ублажать таковых, ибо сказано: Блаженны все боящиеся Господа (Пс 127:1). Одному и тому же умонастроению присуще ни во что вменять человека порочного, даже если он достиг вершин славы, и воздавать честь богобоязненного, будь он простец, бедняк, презираемый, ничем не привлекательный внешне.

Кто клянется ближнему своему и не изменяет. Почему здесь клятва выступает как добродетель мужа совершенного, тогда как в Евангелии клятва запрещается? Кто может пребывать <…> кто может обитать?Кто клянется ближнему своему и не изменяет. А там: А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5:34). Что ответить на это? У Господа всюду одна цель – и там, где Он предвосхищает последствие греха, и там, где пресекает зло в корне. Древний закон, например, повелевал: Не прелюбодействуй! (Исх 20:14), а Господь говорил: “Даже не пожелай” (См. Мф 5:28). Там сказано: Не убивай (Исх 20:13), а Он законополагает нечто более совершенное: “Даже и не гневайся” (См. Мф 5:22). Так и тут: один довольствуется исполнением клятвы, а Другой упраздняет повод к нарушению клятвы. Дело в том, что исполняющий клятву может случайно, помимо воли нарушить ее, а не клянущемуся вовсе не грозит опасность преступить ее. Псалмопевец часто называет клятвой непреложное обещание в любом деле. Я клялся хранить праведные суды Твои (Пс 118:6) и клялся Господь и не раскается (Пс 109:4). Смысл сказанного не в том, что он призывает Бога в свидетели как поручителя в сомнительном предприятии, а в том, что Бог неизменными и незыблемыми решениями подтверждает Давиду обещанную милость. Вот и в данном случае можно сказать: Тот, кто клянется ближнему своему означает ‘заверяющий ближнего и не обманывающий его’ в соответствии со словами Господа: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет (Мф 5:37). В подобных обстоятельствах соглашайся подтвердить бывшее, а если дело не имело места, то пусть тебя все люди убеждают – не поддавайся и не уверяй в том, что противно истине. Дело не имело места – отказывайся, имело место – соглашайся подтвердить. Старайся выставлять напоказ истину саму по себе, прибегая к одним только заверениям, не приплетая ничего другого. Недоверчивый пусть будет наказан за свою недоверчивость, ведь стыдно и глупо обвинять самого себя как не заслуживающего доверия и приписывать надежность клятвам. Некоторые изречения имеют вид клятвы, однако суть не клятвы, а просто дань уважения к слушателям.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-5 уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся: сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век

«Уничижен есть пред ним всяк лукавнуяй». Если же кто избрал беззаконую жизнь, да почитает его самым жалким, хотя бы он и во всем успевал, наслаждаясь высочайшим благоденствием. А поелику Пророк запретил порицать, то весьма кстати, показывая различие между людьми добрыми и худыми, присовокупил и сие:

«Боящияжеся Господа, славит». Справедливо же чествовать и удостоивать всякаго уважения и почести всех тех, которые сами уважают божественное.

«Кленыйся искреннему своему и не отметаяся:». «Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият». Клятвы да подтверждает самая действительность, и богатства да не оскверняет лихоимство; один же из видов его есть взимание роста. Кто судит, тот да будет немздоимен, и да произносит приговор не купленный дарами; потому что приятие даров искажает справедливость.

«Творяй сие, не подвижится во век». А наградою за сию добродетель то, что человек постоянно пользуется Божественною помощию, живет в изобилии многих благ и ожидает жизни вечной. Сие идет и к нам не менее, как и к древним; потому что, сверх древняго законоположения, прияли мы новое, и сподобились большей благодати.

Евфимий Зигабен

Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся

Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит

Он воздает, говорит, каждому должное. Так нечестивого он считает за ничто, хотя бы он был знатен и богатством, и благородством, и славился чем-нибудь другим; а боящихся Господа прославляет, хотя бы они находились и в несчастии. Ибо блажени вcu боящиися Господа (Пс. 127,1).

Кленыйся искреннему своему и не отметаяся (не изменяет)

Древние употребляли клятву для подтверждения сказанного; ибо клятва действительно есть ни что иное, как подтверждение речи, при чем мы обыкновенно призываем в свидетели самого Бога. Ветхий завет клятву допускал, в которой имя Божие произносилось для подтверждения истины, дабы, клянясь идолами, народ не увлекался в идолопоклонство; Новый же завет, заповедуя совершеннейшим более совершенное, клятву совершенно отверг. Ибо хоть и есть некоторые выражения, имеющие вид клятвы, но это не клятва, а некоторый знак почтения для слушающих клятву. Тако ми здравия Фараона (т.е. клянусь здоровьем Фараона), говорит Иосиф. Но лучший образец клятвы оставил христианам апостол Павел, говоря: свидетель мне Бог, которому аз служу духом моим (Римл. 1,9), и еще: аз свидетеля Бога призываю (2Кор. 1,23) и т. п.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся:

То есть: кто хощет обитать в жилище Моем и вселиться в святую гору Мою, тот не токмо сам не творит искреннему своему зла, но и не терпит, елико ему возможно, чтоб другие озлобляли его. И потому не приемлет поношения на ближних своих: то есть, не токмо не попускает, чтоб кто в присутствии его оскорбил ближняго делом, но даже и словом, ибо затыкает уши свои от всякаго поноснаго слова, лжи и клеветы, соплетаемыя от людей злоязычных и праздных, которые ни в чем другом не упражняются, как только в переговорах и в пересудах ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди в очах его мерзки; он удаляется от них, презирает их и за ничто вменяет. Напротив же того, добрых, честных и боящихся Бога чтит и прославляет. Ибо великая есть похвала ненавидеть зло как в себе, так и в других.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся

См. Толкование на Пс. 14:3

Прот. Григорий Разумовский

Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся

То есть обитать в жилище Бога Небесного и вселиться во святую гору Его может только тот, кто не только не делает зла ближнему своему, но и не допускает, насколько то возможно, чтобы другие озлобляли его. И потому не принимает поношения, ругательства или укоризны на ближних своих, не попускает, чтобы кто в присутствии его оскорбил ближнего не только делом, но даже и словом: он отворачивается, затыкает уши от всякого поносного слова, лжи и клеветы, сплетаемых людьми злоязычными и праздными, которые ничем другим не занимаются, как только переговорами и пересудами ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди ничтожны и мерзки в глазах его; он удаляется от них. И напротив того, он почитает и прославляет людей добрых, честных и богобоязненных. Вместе с этим, что скажет или обещает ближнему, то он свято и нерушимо исполняет, тем более никогда он не изменяет своей клятве, никогда не нарушает клятвенного обещания: кленыйся искреннему своему и не отметаяся.

Объяснение священной книги псалмов.