Толкования на Пс. 15:4

Свт. Афанасий Великий

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима

Умножишася немощи их, когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого сознания оных, потому что вся могут о укрепляющем их Xpucmе (Флп. 4,13). Или, кажется, говорит это об Апостолах, и о тех, которые уверовали чрез Апостолов. В них явными соделались чудеса Божии, потому что соблюли они все Божественные заповеди. Но умножились их немощи, или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, витий, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое течение. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый. По сих ускориша. Хотя и были немощны, первоначально быв во грехах, но, услышав проповедь, тотчас соделались послушными. Ибо это значат слова: по сих ускориша, то есть, поспешили стать послушными проповеди. Не соберу соборы их от кровей. Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Собирая соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, то есть, соделаю, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося паче хвалу и бескровную жертву. Ни помяну же имен их устнама Моима. Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, именуясь идолослужителями, многобожниками; ныне же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, званными и избранными.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима

«Умножишася немощи их, по сих ускориша». Отвсюду, говорит, возстало много нападающих народов, народоправителей, царей и военачальников. Однако же с величайшею скоростию превозмогли всех, совершили течение и достигли конца поприща. И сие сходно с изречением апостольским: «егда бо немощствую, тогда силен есмь» (2Кор.12:10).

«Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама Моима». Но возстающих на них предам, говорит, казням, и память их покрою забвением, так что и самые имена их будут совершенно неизвестны.

Евфимий Зигабен

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима

Умножищася немощи их, по сих ускориша

Немощами называются труды и скорби святых. Они умножились, по особенному домостроительству Божию, и потом, когда Бог склонился на милость, тотчас же миновали. Ибо, как говорится, многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 88:20), или также: умножились сначала грехи в уверовавших впоследствии во Христа, потому что грех именно там и умножается, где душа недостаточно тверда и устойчива; потом, как только было возвещено им евангелие, грехи их скоро прошли и их заменило благочестие. Затем, в следующих ниже словах, говорящий здесь устами Давида, Сын Божий открывается пред нами уже не как человек, но как Бог.

Не соберу соборы их, говорит Он, от кровей

Это сказано об иудеях, которые предали Иисуса Христа на смерть. Он обещает предотвратить большинство этих соборищ от пролития крови вообще, посредством имеющего последовать для них рассеяния от руки римлян.

Ни помяну же имен их устнама моима

Народ иудейский назывался в древности народом Божиим, избранным, виноградником, частью Божиею, наследием, уделом Божиим и тому подобными именами. Итак, впредь Я не назову, говорит Он, иудеев теми именами, какими называл их прежде; но стану называть их непокорными детьми, родом коварным, порождением змий, семенем лукавым и другими тому подобными именами. Оба приведенные выше текста могут иметь также приложение и к христианам из язычников. Я, как бы так говорит Он, не присвою храмов их, оскверняемых кровавыми жертвами, но воздвигну себе храм, в котором будут приноситься Мне чистая вера и жертвы духовные; не помяну тех имен, которыми называл Я их в древности чрез своих пророков, и, вместо врагов, стану называть их друзьями, вместо неверующих —верными и тому подобными именами. Под устами Божиими можно разуметь глаголы Божии, так как первые суть органы, служащие для произнесения последних. Наконец, приведенное место можно изъяснять еще и так: Спаситель наш принял на Себя человеческое естество, стал называть как иудеев, так и уверовавших в Него из язычников именами противоположными прежним, как это подробно изъяснено выше.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

Пророк приводит причину, чего ради хощем иметь союз братския любви со святыми, нежели с неверными и нечестивыми идолопоклонниками. Понеже де не можем иначе срастися во едино тело церкви, ежели не прервем всех нечестивых союзов, и не отторгнемся от идолослужителей и от их нечистот, оскверняющих и растлевающих чистое Богослужение. Сего бо ради и гнев Божий на себя привлекают, и умножают болезни (сиречь муки) свои без конца, понеже умножили число ложных богов и пошли в след их, забыв единаго истиннаго Бога Творца их, как Сам Бог жалуяся на них, у Пророка Иеремии глаголет: два зла сотвориша людие мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2:13). Понеже убо рекл, что идолослужители привлекают на себя гнев Божий и умножают болезни свои (ибо какой конец ожидает окаянных сих людей, которые добровольно и слепо порабощаются диаволу, ежели не вечная мука?): сего ради присовокупляет: не соберу соборы их от кровей, или, как в Еврейском тексте изображено, не вкушу жертв их от кровей, ниже помяну имен их устнама моима. Некоторые под именем жертв кровавых разумеют жертвы человекоубийственныя или от грабительства приносимыя. Но понеже Пророк глаголет здесь не о людех безчеловечных и кровожаждующих, но вообще осуждает ложное и порочное Богослужение, и притом не просто упоминает о жертвах, но означает обряд вкушения, употребляемый при жертвоприношениях: то без сомнения противополагает вкушение крови закону церемониальному или обрядовому. Известно бо, что вкушение крови, как при обыкновенном употреблении пищи, так и при жертвоприношениях, Израильскому народу было запрещено с тем, чтоб он гнушался убийством и всякою лютостию. Да и священная история свидетельствует, что вкушать кровь при жертвоприношениях имели обычай одни только язычники. Давид убо провещавает о себе, что он не будет участвовать в тех жертвоприношениях, которыя в употреблении были у идолопоклонников, каковых множество было и между Израильским народом. Туда же относятся и следующия за сим слова: ниже помяну имен их устнама моима. Глаголет бо, что он в толикой ненависти и омерзении иметь будет идолов, что и от произношения самых имен их, яко от некоей заразы, остерегаться будет, не потому, аки бы запрещено было произносить их (понеже часто у Пророков встречаются), но понеже не мог иначе изобразить того величайшаго омерзения, каковое верные к ложным богам иметь должны. Что также явствует и из самаго выражения слов, которыя употребляет: ибо полагая местоимения относительныя, о самых идолах умалчивает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима

Подпавши тяжелой болезни во грехе (умножишася немощи), они затем поспешили ко Христу, Который не собирает их больше (как было в иудействе и язычестве) для кровавых жертв (соборы от кровей); такие собрания в Царстве Христовом уже не мыслимы, так как они отменены.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего и чаши моея: ты еси устрояяй достояние мое мне

Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой - Ты

Так как Иегова только истинный Бог, то и милостей заслуживает тот, кто Его почитает, а «скорби», лишения да достанутся тем, кто верует, течет к чужим богам.

Под этими текущими к чужим богам Давид разумеет здесь, главным образом, окружающих его язычников, боги которых были «чужими», не истинными. Давид отказывается принять участие в их «кровавых возлияниях» и никогда не произнесет «их имен», так как его «наследием», его уделом является один Бог. Из этого противоположения своего «наследия», т. е. Бога, «именам» язычников можно заключить, что Давида хотели привлечь окружавшие его язычники к чествованию своих богов и к кровавым жертвоприношениям («кровавые возлияния») в честь их. Так и было действительно. Анхус, у которого жил Давид, высоко ценя военные дарования последнего, очень желал привлечь его на свою сторону, заставить его отречься как от своего народа, так и от своей веры в Иегову, Бога еврейского.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима

По русскому переводу этот и предыдущий 3-й стих читаются так: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое. Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чуждему, я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими». Под святыми, живущими на земле Божией, и дивными Божиими разумеются, без сомнения, патриархи народа израильского – Авраам, Исаак, Иаков и их потомки – евреи, для которых Господь сотворил многочисленные чудеса в Египте, в пустыне Аравийской и в земле обетованной. Но они, эти жестоковыйные иудеи, оказывались весьма часто неблагодарными и недостойными милостей Божиих, не только роптали на Бога, но и забывали Его, предаваясь идолопоклонству и языческим мерзостям; эти слабости, эти немощи их с течением времени умножались и к концу ветхозаветной Церкви усилились, так что Давид, переносясь пророческим духом в будущее, заявляет всенародно об этих немощах, среди которых, вместо святых и избранных Божиих, он вдохновенным чувством и взором созерцает служителей чуждых богов, совершающих в честь своих скверных идолов кровавые жертвоприношения. Вместе с тем, пророк как бы спешит выразить полнейшее отвращение свое от языческого бесовского служения и совершенное пренебрежение к нему, а потому и говорит: как прославляет Бог святых угодников Своих, так да накажет Он скорбями и болезнями служителей кумиров и ложных богов; что же до меня, то я не буду участвовать в тех жертвоприношениях (не соберу соборы их от кровей), которые были в употреблении у идолопоклонников, каковых по временам было немало и между израильским народом, – и затем присовокупляет: ни помяну же имен их устнама моима, т.е. я чувствую такое омерзение к идолам и к самым кровавым их жертвам, что не могу даже помянуть или произнести их имена устами моими.

Объяснение священной книги псалмов.