Толкования на Пс. 17:9

Свт. Афанасий Великий

Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него

Взыде дым гневом Его. Разгневавшись, угасил огнь их, которым издревле попаляли людей; и в знамение сего Псалмопевец употребляет слово: дым. И огнь от лица Его воспламенится. Это против сопротивных сил Сын Божий невидимо совершает, угашая огонь их другим лучшим и сильнейшим огнем. Ибо демоны, видя Господа в пришествие Его, попаляемы были от лица Его. Углие возгореся от Него. Это суть просвещенные причащением Божественного огня.

Толкование на псалмы.

Прп. Исидор Пелусиот

Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него

Углие возгореся от Него, то есть от Бога, — святые. Поскольку Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12:29), то по чистоте своей созерцающие Бога справедливо называются углием, как воспламеняемые единением с Богом и оказывающиеся светилами в мире.

Творения. Книга I.

Прп. Антоний Великий

Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него

Вопрос. О чем говорит Давид: «Угли возгорелись от Него»?

Ответ. Священное Писание многократно называет Божество нематериальным огнем. Ангельские хоры и души праведников разгораются от приближения к Богу; и уместным образом они здесь именуются углями, ибо они сияют в мире как светила, стяжав живое Слово. Мы знаем, что у огня два действия – жечь и светить. То, что лениво (т. е. трухляво), огонь жжет без страха (без всякой опасности для себя); огонь и весьма очищает, сжигая то, что в него попадает. А если удалиться от него на достаточное расстояние, то огонь светит. Много раз мы научены, что люди, искусные во врачевание, прижиганием успокаивают [организм] от неисцелимых [до этого] страданий. Так и Бог не губит, но обновляет и очищает от нечистоты греха, если с помощью покаяния обратится к врачеванию тот, кого держит страсть. А если он больным уйдет из этой своей несчастной жизни, то он будет гореть и не сгорать, мучимый Божиим огнем, будучи уже в бессмертном и нетленном теле. Ибо подобает тленному человеку облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие, чтобы каждый принял соответственно силе, как он сотворил телом, по словам возвышенного Апостола. Здесь – врачевание, там – ответ, здесь – здоровье, там – муки, здесь – Божие долготерпение, там – неизбежное для исправления наказание.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 207.

Блж. Феодорит Кирский

Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от Него

См. Толкование на Пс. 17:8

Евфимий Зигабен

Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него

Взыде дым гневом (от гнева) Его

Когда прогневался Творец на демонов за погубление своего творения, то прежде всего показался дым отмщения Божия, который остановил на время демонские тиранства в мире; потому что отделил от них верующих и изгнал нечистых духов из тех, которые подвержены были беснованию. Но это лишь начало совершенного отмщения, подобно тому как и дым есть только начало или предвестник пламени. Посему изгоняемые из бесноватых демоны кричали: что нам и Тебе, Ииcyce Сыне Божий, пришел ecu семо прежде времени мучити нас (Мф. 8,29).

И огнь от лица Его воспламенится

Если появился дым, то вслед за ним появится вскоре и огонь, т. е. совершенное отмщение Божие на демонов и решительное ослабление их силы. От лица Его, т. е. просто от Него, или от самого Бога, который есть одно лице в трех ипостасях единого Божества. Или иначе: От лица Его, т. е. пред Ним, впереди Его. Огнь пред Ним предъидет, говорится в другом псалме, и попалит окрест враги Его (Псал. 95,3).—Воспламенится же сказано, вместо возгорится, зажжется.

Углие возгореся от Него

Так как огонь есть сам Бог, потребляющий силу вражескую; то ученики Господа, сделавшиеся причастниками сего потребления суть угли, которые воспламенились от этого самого огня и которые пожгли потом силу вражию огнем собственной веры. Се даю вам власть, говорил им Иисус Христос, наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10,19).

Лопухин А.П.

Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от Него

«Дым от гнева Его», «огонь поядающий» и «горячие угли» - образы туч и молнии.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 9–10 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

В русском переводе с греческого это место псалма читается так: «Взвился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился: угли горели подле Него. И наклонил Он небеса и сошел: и мрак под ногами Его». Первая половина этих изречений (ст. 9) напоминает погибель нечестивых городов ханаанской земли Содома и Гоморры (Быт. 19:24), когда нечестие и беззакония жителей этих городов воспламенили гнев Божий, и Господь пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, ниспроверг города сии, и всю окрестность, и всех жителей их, и превратил всю местность в сланое, или так называемое Мертвое море. При этом истреблении нечестивых городов дым подымался с земли, как из печи, и от горения жилых помещений и городских построек немало было горевших углей. Вторая же половина (ст. 10) речи еще яснее указывает на другое важнейшее событие в жизни еврейского народа, когда «сниде Господь на гору Синайскую, на верх горы, и воззва Господь Моисея на верх горы» (Исх. 19:20); когда весь народ, приготовленный Моисеем для выслушания Закона Божия, стоял под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак (Втор. 4:11). Таково буквальное, простое понимание псаломских изречений. Но мы не должны забывать, что Давид был не только псалмопевец, но и боговдохновенный пророк, в изречениях которого священные толкователи – св. отцы Церкви – видят пророчества о будущих судьбах Церкви, или, что то же, Царства Христова. Так и в рассматриваемых изречениях под огнем и дымом св. отцы разумеют гнев Божий, коим Господь угашает силу огня демонского, или бесовского. Злые духи взяли власть над грешным родом человеческим. Пришедший на землю Сын Божий, как «огнь поядающий» (Евр. 12:29), лишил их этой власти: Он чудесно изгонял бесов из людей, много лет одержимых ими, и ясно предрек, что «ныне князь мира сего (диавол) изгнан будет вон» (Ин. 12:31). От лица огня Божественного возгоравшиеся угли означают апостолов и других людей, возгоравшихся верою и просвещенных светом учения Христова. Словами: приклони небеса и сниде, по изъяснению св. отцев, Давид ясно пророчествует о снисшествии Господа с небес на землю. Под мраком они разумеют тьму, т.е. неясность, или сокровенность Божества под образом человечества. Под ногами – самое шествие Сына Божия, или нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый способ оного, были непостижимы для людей.

Объяснение священной книги псалмов.