Толкования на Пс. 17:13

Свт. Афанасий Великий

От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

От облистания пред Ним облацы проидоша. Свет пришествия его ясными соделал пророчества. Град и углие огненное. А поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и это представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним Апостолы, и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо, как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

От облистания пред ним облацы проидоша, град и углие огненное

См. Толкование на Пс. 17:10

Евфимий Зигабен

От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

От облистания пред ним облацы проидоша

С явлением, говорит, славы Божией на земле, озарившей светом своим не только все ближнее, но и отдаленное, темные пророчества прешли, т. е. исполнились, подобно тому как рассевается в воздухе утренний туман когда взойдет солнце, и пред взорами нашими вдруг является чистою часть неба, которую он доселе закрывал от нас. Или: под облаками можно разуметь некоторую прикровенность закона Моисеева, прикровенность, или те образы, которые предъизображали Иисуса Христа и которые с появлением Его на земле прешли, т. е. сделались ясными для всех. Но при этом объяснении сделаем такую перестановку слов в приведенном месте: сначала станем читать слова: пред Ним и прибавим к ним слова: от облистания Его, дабы выходило, что от облистания Его пред Ним или просто от Него, т. е. от явления Его во плоти, рассеялась прикровенность ветхозаветных пророчеств. Можно впрочем расставить слова приведенного текста и еще иначе, читая сначала от облистания, а потом уже и остальное, и тогда смысл этого места будет следующий: когда воссиял Господь на земле, обращаясь среди людей в человеческом теле, тогда прошли пред Ним, т. е. пред лицем Его и вместо Его самого апостолы по вселенной, разливая всюду свет евангельской проповеди, прошли над нивами душ человеческих подобно полным влаги облакам, возбуждающим эти духовные нивы к плодородию добрых дел.

Град и угли огненное

Эти слова в близкой связи и соответствии с предыдущими, принимая последние в смысле первого толкования. Потому что пророчества уподобляются в св. Писании и граду, по причине их неудобовразумительности, и огню, так как поражают неверие людей нечестивых. Таким образом, в этих двух текстах под облаками, градом и огнем должно разуметь одно и тоже по указанным причинам. Впрочем, последнее место находится в неменьшем соответствии также и с последним изъяснением предшествующего текста, если понимать под градом и огнем апостолов, которые подобно граду, истребили заблуждение в людях и, как огонь, потребили на земле нечестие.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

От облистания пред ним облацы проидоша, град и углие огненное.

Объясняет, како Бог от облаков яко от вооруженных колесниц брань творит со врагами, и глаголет, что по повелению Божию облака собираются вкупе и производят блистание молний, представляющихся очам на подобие углей огненных. Сие произведено было во Египте при Фараоне, как читаем в книге Исхода, и во время брани Иисуса Навина противу пяти царей Аморрейских (Исх. 9:24; Нав. 10).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Сергий Терновский

От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

См. Толкование на Пс. 17:12

Прот. Григорий Разумовский

От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

См. Толкование на Пс. 17:12