Толкования на Пс. 17:29

Свт. Афанасий Великий

Яко ты просветиши светильник мой Господи: Боже мой, просветиши тму мою

Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, то есть, ум. Боже мой, просветиши тму мою, рассеешь мое неведение.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Яко ты просветиши светильник мой Господи: Боже мой, просветиши тму мою

Поелику тмою не редко называл скорби, то освобождение от скорбей весьма прилично именует светом. Но сие освобождение прииму, говорит Пророк, от Твоего промысла; потому что светильник, приявший в себя истинный свет (так называет он зрак раба) есть «мой», и от моих образуется чресл. Сие сказует и в другом псалме: «тамо возращу рог Давидови, уготовах Светильник помазанному моему» (Пс.131:17).

Евфимий Зигабен

Яко Ты просветиши светильник мой, Господи Боже мой, просветиши тму мою

Ум наш есть как бы своего рода глаз души нашей. Далее, глаз наш справедливо может быть назван светильником нашим, как указывающей нам дорогу в темноте. Под тьмою души мы должны разуметь чувства и пожелания наши. Итак Ты, говорит, Господи, зажжешь мой разум божественным огнем. А зажегши его, Ты осияешь вместе с тем тьму мою. Подобно сему говорится в Евангелии: аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (какова) (Мф. 6,23)? Это значит: если уже самый ум омрачен, то тем большим мраком должны быть окружены низшие силы души нашей. Впрочем, можно даже самый ум наш назвать светом и тьмою. В отношении природы предметов материальных, ум наш свет; но в отношении природы Божией, он совершенная тьма, по тому одному, что Бог не может быть им познан. Или: светильник—это закон Моисеев, который указывает путь к добру читающему его; мрак же или тьма, это свойственная ему некоторая прикровенность, неясность, которая, по словам пророка, должна сделаться отныне ясною и открытою, т.е. с воплощением Божиим. Или же: светильник, это есть проповедь евангельская, в совершенном свете и ясности возвещенная нам от самого Спасителя нашего; тьма же это заблуждение идолопоклонства и неизвинительное неведение веры правой. Или далее: светильник, это наш разум, направляющий человека на правый путь, а тьма, это наше тело, которое так названо по причине своей тучности и материальности. Они оба осветятся, по словам пророка: ум— божественным светом, тело— очищением. Наконец иные говорят, что светильником здесь назван Иисус Христос, рожденный от семени Давида. Этот светильник или Иисуса, происходящего по плоти от Давида, возжгло само Слово Божие, соединившись с ним самым тесным образом, и, в силу такого божественного единения, сделало то, что Он стал посылать от Себя всюду лучи божественного света. Так Он Сам говорит о себе: Аз семь свет миру (Ин. 8,12). Тьма же—это, говорит, есть плоть наша, воспринятая Иисусом Христом, которую Он обожествил и просветил.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тьму мою.

Понеже Пророк выше сказал о себе: воздаде ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, и другие употребил великолепные глаголы о правде и о чистоте своей; то, дабы кто не возмнил, что он сие глаголал от гордости царской, показывает здесь, откуду имел он правду и иныя дарования. И отсюду наипаче Бога восхваляет, сказуя, что от Него получил свет творити правду и дела благая. Яко ты, глаголет, просветиши (в Евр. просвещаеши) светильник мой Господи, то есть: от Тебе имею свет, который есть начало всякаго блага, имже различаются истинная благая от ложных, и истинная злая от мнимых. Первая бо язва, прибывшая человеку от греха первороднаго, есть неведение истиннаго блага, а потому и первое врачевание оныя от света Божественнаго начинается. Ты, глаголет, просветиши светильник мой, сиречь, внутреннее ума моего око, Боже мой, просветиши тьму мою. То есть, Ты Отче светов, Ты свете истинный, в немже тьмы несть ни единыя, якоже доселе просвещал еси внутренняя очеса сердца моего, тако и впредь продолжи просвещати тьму мою, и прогоняти мрак души моея: без Твоея бо просвещающия благодати густая тьма объемлет душу человека. Не довольни бо есмы, от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога (2Кор. 3:5).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Яко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою

Светильником называется ум и вообще умственные, или познавательные, способности человека. У кого ум развит науками и образованием и обогащен сведениями из разных отраслей наук, тот называется просвещенным человеком. И наоборот, человека необразованного, не получившего научного образования и не имеющего возможности обогащаться научными познаниями, называют человеком темным в умственном отношении. Но кроме этого умственно-научного и, так сказать, естественного просвещения, человек может и должен иметь нравственно-религиозное, или духовно-благодатное, просвещение. Это последнее приобретается человеком не из наук, а путем веры и благочестивой жизни и даруется от Бога по благодати Божией и по мере веры. Пророк говорит здесь, без сомнения, об этом втором виде просвещения. Сотворенный по образу и по подобию Божию, человек вполне одарен был от Бога светом истины, так что не нуждался в тех научных средствах развития и образования, какие нужны ему ныне. Душа человека создана разумною, свободною, способною любить добро и быть святою. Но скоро, чрез грехопадение, потеряв образ Божий, человек лишился и духовно-благодатного просвещения, и глубокая тьма объяла его душу. Для того чтобы избавиться от этой тьмы и возвратить хотя в малой мере духовное просвещение, падшему человеку нужны особенные чрезвычайные средства. Таковыми для пророка и царя Давида служили помазание его на царское служение и особые, чрезвычайные дарования благодати Святого Духа. Сам Господь – так повествует Давид о своем помазании. – «Сам посла ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего. Братия моя добри и велицы: и не благоволи в них Господь» (Пс. 151). Посланный в Вифлеем пророк Самуил помазал Давида среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (1 Цар. 16:13). А на ком почивает Дух Господень, на том пребывают правда и святость Божия. Вот почему, а отнюдь не по гордости и самомнению, Давид мог не обинуясь говорить о себе: Сохранил пути Господни и не нечествовах от Бога моего… оправдания Его не отступиша от Мене. И буду непорочен с Ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его… Яко Ты, Господи, люди смиренным спасешиЯко Ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тму мою. И так же могут говорить о себе не только все святые угодники Божии, но и всякий человек, живущий во благочестии и страхе Божием. И напротив, все те, которые не имеют веры или не живут по вере и благочестию, во тьме пребывают, лишены света истины Божественной, и светильник их остается непросвещенным.

Объяснение священной книги псалмов.