Толкования на Пс. 17:45

Свт. Афанасий Великий

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

Сынове чуждии солгаша Ми. Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

См. Толкование на Пс. 17:44

Евфимий Зигабен

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми

В слух уха послушаши мя

Чрез слух, говорит, уха принял Евангелие мое народ из язычников.—Почему и Павел сказал: вера от слуха (Рим. 5,17).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми,

Сие повествование не к лицу Давида относится, но есть пророчество о будущем царстве Христовом. Хотя же и Давид мог похвалиться, что многие иноплеменные народы, которых свойства и нравы были ему не совсем известны, из чести работали ему: но те, которых он завоевал, не вовсе были ему неизвестны, яко сопредельные и недалече отстоявшие. Итак Бог, под сими прикровенными словами прообразил нам безпредельное Сына Своего царство, котораго пространство, протязаяся от востока солнца до запада, весь объемлет мир. К тому же смыслу относятся и оныя слова: в слух уха послушаша мя, или как в Еврейском тексте изображено: услышав о мне, послушают мя. Хотя бо Давид победами своими приобрел себе толь славное имя, что многие народы, оставя оружие, добровольно ему покорилися, но поелику они соделали сие от страха, и смотря на других соседственных народов, испытавших на себе силу оружия его: то нельзя собственно сказать, чтоб они оказали ему послушание по единому о нем слуху. Следовательно, правильнее сие приличествует Христу, Который словом покорил Себе мир, и единым слухом соделал Себе послушными людей, прежде сопротивлявшихся Ему.

Итак, поелику Давид носил образ Христа, то Бог и покорил под власть его отдаленные народы, которые прежде неведомы были Давиду касательно нравов их. Но это было прообразованием обещаннаго Христу владычествия, Котораго величие долженствовало распространиться до последних пределов мира.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 45–46 В слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих

Продолжая речь о тех людях и народах, которые, быв неведомы Христу, поработали Ему, присоединившись к Святой Церкви Его, пророк от имени Господа Иисуса Христа говорит: по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, они уверовали и повиновались Мне,– в слух уха послушаша Мя. Кого же нужно разуметь здесь под именем сынов чуждих, о которых далее говорит псалмопевец, что они солгаша, обетшаша и охромоша? В буквальном смысле «сынами чужими», по отношению к царю-пророку Давиду, называются иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а потом принуждены смириться пред Давидом, выразить ему покорность свою, хотя и притворно, неискренно: сынове чуждии солгаша ему. Они же и обетшаша, по-русски: «Обветшали, одряхлели, состарились» – в рабстве иудейскому царю, иные из них исчахли и померли в узах и темницах; охромоша от стезь своих, по-русски: захромали от путей своих, – это выражение обозначает тех невольников, которые, будучи во узах или оковах, кажутся хромающими на ходу. В смысле же духовном и таинственном под именем сынов чуждых нужно разуметь неверовавших в Господа Иисуса Христа иудеев, а выражениями: сынове чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих – означается то крайнее ожесточение и упорство их (Иер. 2), в котором они состарились и, совратившись от стезей благочестия, погибли. За что и Христос Спаситель обличает их в Евангелии (Ин. 8:39–47), говоря, что они напрасно присваивают себе название чад Божиих, по происхождению от праведного Авраама, и что неверием и злыми делами они соделали себя чадами дьявола.

Объяснение священной книги псалмов.