Толкования на Пс. 20:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, псалом Давиду

Содержание: И этот псалом означенные выше друзья Царевы воспевают Царю, как возвеличенному уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Ибо душевно желал он сего, и о сем молился. Посему и дано ему cиe, как некий венец от камене честна, прославляющий главу. Ибо во всех народах прославляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него это спасение, но и жизнью, и долгоденствием, и славою, и велелепием, и весельем, и радостью, и надеждою, и незыблемой милостью.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, псалом Давиду

После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.

Евфимий Зигабен

В конец, псалом Давиду

И этот псалом надписывается: «к концу», потому что содержит пророчества; или потому, что он получил конец и исполнение во времена царя Езекии. Ибо говорят, что, когда Езекия занемог неисцелимою и смертоносною болезнью, и после того приложены ему пятнадцать лет жизни, как повествует четвертая книга Царств в главе двадцатой, то друзья его, видя преславное это чудо, возблагодарили Бога за выздоровление царя. Итак слова сих друзей произнесенный в благодарность Богу излагает сей псалом, почему и говорится в нем: живота просил у Тебя и Ты дал ему. Или и сам Давид, предузнав о здоровье царя, за него воспел сей псалом.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском: Песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом содержит общее благодарение людей о благополучном состоянии царя, и есть во всем почти подобен предыдущему. Ибо как там показан общий образец народныя молитвы за царя: так и здесь показывается, что благосостояние царя относится к общему благосостоянию всех; понеже сим образом хотел Бог сохранить цело достояние Своего народа. Впрочем, Дух Святый особенно направлял мысли верных ко Христу, Который был главным устроителем и совершителем царства сего: дабы ведали, что они не иначе могут быть благополучны, как разве живучи под главою, от Бога поставленною.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Псалом Давиду

Обыкновенно Псалом 20 ставят в ближайшее отношение к псалму 19-му и считают его благодарственною песнию народа за испрошенную в пс. 19-м и действительно дарованную царю победу. Такой взгляд совершенно основателен; только здесь нужно присовокупить следующее: из чудесной победы Давида над врагами народ ясно увидел, что Бог потому главным образом оказывает столь чудную и милостивую помощь Давиду, что на нем и потомстве его покоятся мессианские обетования (ср. 2 Цар. 7 и д., Пс. 88 и 131). При этом становится понятным, как в этом псалме о победителе могло быть сказано такое, что в строгом смысле относилось не к Давиду, но к Мессии (ст. 5 и 7); народ в настоящей победе созерцает будущие славные победы Мессии, и в Давиде, как праотце, видит уже вочеловечившегося Божественного его Потомка. Этим дается основание считать псалом этот мессианским; уже Таргум и древние раввины относили его к числу мессианских.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду

В русском переводе с еврейского в первом стихе имеются слова: «Начальнику хора. Псалом Давида». Словами начальнику хора обыкновенно переводятся слова – в конец, но этих слов не имеется в надписании 20-го псалма в славянских изданиях Псалтири.

Псалом двадцатый, по содержанию своему, представляет благодарственную песнь Богу за дарование различных благ царю иудейскому и вместе за победу над врагами. Таким содержанием своим псалом этот сходен с предыдущим, девятнадцатым псалмом и является как бы продолжением его. Св. Афанасий Александрийский [3, с. 90] и другие отцы и учители Церкви относят сей псалом к Давиду, которому друзья и приближенные его воспели сей псалом, как победителю многих врагов; а так как Давид был по плоти родоначальником Христа Спасителя и своею жизнью послужил прообразом Его, то св. отцы во многих изречениях сего псалма видят пророческое указание на различные обстоятельства в земной жизни Спасителя. Псалом сей приличен также и всякому христианину, воюющему против духовных врагов своего спасения и обуреваемому различными страстями, почему он и введен в состав церковного богослужения (2-й псалом на утрени).

Объяснение священной книги псалмов.